СОЮ́З
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЮ́З (калька с лат. conjunctio и греч. σύνδεσμος, букв. – связь, союз), класс служебных слов, оформляющих синтаксич. связи предложений, слов. Связующая функция для С. – основная. Однако, указывая на наличие связи, С. одновременно выполняет и квалифицирующую функцию: обозначает содержат. отношения между связываемыми единицами (ср. «знать и уметь» – «знать, чтобы уметь»). Грамматич. значение отношения сближает С. с предлогами, но служебная функция предлогов осуществляется обычно во взаимодействии с падежной флексией (если она развита в языке), в то время как С. осуществляет аналогичную функцию независимо от грамматич. характеристик связываемых словоформ и даже независимо от их принадлежности к определённой части речи; ср. союз «и» в рус. яз., соединяющий существительные («война и мир»), наречия («дёшево и сердито»), причастия («униженные и оскорблённые»), глаголы («увидел и испугался»). С. автономен в составе предложения, этим он отличается от союзного слова, которое совмещает 2 функции: помимо обозначения зависимости предложения (служебная функция), союзное слово входит в состав придаточного предложения в качестве одного из его членов; ср. англ. It was late when (С.) he came ‘Было поздно, когда он пришёл’ – I don’t know when (союзное слово, обстоятельство времени) he came ‘Я не знаю, когда он пришёл’. В большинстве случаев союзное слово и С. различаются формально. При совпадении (омонимии) в некоторых языках возможна дифференциация их по признаку наличия/отсутствия ударения; ср. «Чтó (союзное слово) он читает, не вижу» – «Я вижу, что (С.) он читает». С. и союзное слово в совокупности образуют союзные синтаксич. средства связи, противопоставленные в языке бессоюзным (см. Бессоюзие); см. также Союзные слова.
По своему строению все С. делятся на простые (однословные) и составные (неоднословные). В класс простых С. входят непроизводные и производные С. Непроизводные делятся на элементарные («и», «а», «но»; лат. et ‘и’, хауса da ‘и’, венг. de ‘но’, чеш. а ‘и’) и неэлементарные. Последние исторически восходят к соединениям двух или более служебных слов (или служебного слова с застывшей формой знаменат. слова) и в совр. языке не членятся на морфемы; напр., «если» <«есть»+частица «ли»; «дабы». Производные С. возникают вследствие лексич. десемантизации полнозначной словоформы (напр., «хотя») или в результате сложения (напр., лат. postquam ‘после того как’, antequam ‘прежде чем’; англ. although ‘хотя’, венг. minthogy ‘так как’). Возможно возникновение С. из целого предложения; напр., венг. tudniillik ‘так как’<tudni illik ‘следует знать’.
Составные С. по принципу образования делятся на комбинированные (состоящие из разных элементов: «а именно», нем. auch wenn ‘если даже’) и повторяющиеся (парные; напр., нем. bald… bald ‘то… то’, венг. mind… mind ‘как… так и’). По характеру связи внутри комбиниров. С. в языках с развитой флексией различаются С. несинтагматического типа (объединённые по принципу простого сцепления; напр., «а также», «разве что») и синтагматического типа (сохраняющие связи с предложно-падежными сочетаниями; напр., «без того чтобы не», «между тем как»; польск. ze wzglᶒdu na to że ‘ввиду того что’). Отнесение таких словосочетаний к классу С. во многих случаях оказывается условным, т. к. цельность их может ослабляться и нарушаться.
По числу занимаемых в предложении позиций С. делятся на одноместные и неодноместные. К числу одноместных относятся С., располагающиеся между соединяемыми частями текста, напр. «и», «но», «вопреки тому что». Неодноместные С. делятся на многоместные и двухместные. Первые представляют собой последовательность позиционно разобщённых элементов, как правило повторяющихся («и… и… и», «ни… ни… ни», лат. modo… modo ‘то… то’, венг. akár… akár ‘либо... либо’ и т. п.). Двухместные С. – это соединение двух формально не совпадающих и позиционно разобщённых элементов (напр., англ. either… or ‘или… или’, нем. nicht nur… sondern auch ‘не только… но и’). В образовании таких С. принимают участие частицы, модальные слова (см. Модальность), а также фразеологизмы и устойчивые словосочетания.
В зависимости от характера связи, оформляемой С., все С. делятся на сочинительные (координативные; см. Сочинение) и подчинительные (субординативные; см. Подчинение). Если первые указывают на относит. смысловую автономность связываемых единиц (предложений или словоформ), то при помощи вторых выражается зависимость одной синтаксич. единицы от другой. По характеру отношений, которые устанавливаются между частями конструкции, сочинит. С. делятся на: соединительные [копулятивные («и», «ни… ни» и др.)]; противительные [адверсативные («а», «но» и др.)]; разделительные [дизъюнктивные («или»)]; градационные («не только… но и»). Число сочинит. С. в языке, как правило, невелико. Подчинит. С. оформляют следующие виды подчинит. отношений: временны́е («когда», «пока», «в то время как», лат. cum temporale); условные («если», «раз», лат. nisi ‘если не’); причинные («потому что», «ибо», лат. nam, enim ‘ибо, ведь’); уступительные («хотя», «несмотря на то что», лат. ut concessivum); целевые («чтобы», лат. ut finale); следствия («так что», лат. ut consecutivum); сравнения («как», «словно», лат. quo modo ‘как’); изъяснительные («что», «чтобы», «якобы», лат. ut objectivum).
Деление С. на сочинительные и подчинительные, помимо семантич. основания (характер синтаксич. связи), опирается на ряд позиционных особенностей. Сочинит. С. занимают обычно позицию между соединяемыми единицами, не входя ни в одну из них (исключение составляют неодноместные повторяющиеся С. типа «либо… либо»). Место подчинит. С. внутри придаточного предложения не является строго фиксированным. О семантич. связанности подчинит. С. с придаточной частью предложения свидетельствует его связь с модальной характеристикой всего предложения; напр., С. «как будто», «якобы» указывают на гипотетичность сообщаемого.
По степени семантич. зависимости от контекста С. разделяются на однозначные (миним. зависимость от контекста; напр., «потому что», лат. priusquam ‘прежде чем’, венг. következöleg ‘следовательно’) и многозначные (оформляющие разл. виды смысловых отношений, полностью раскрываемые только в контексте). Широким семантич. спектром обладают сочинит. С.; ср. значения С. «а» в рус. яз. – противительное («Пилюля горька, а проглотить её надо»); присоединительное («А вы всё полнеете»); присоединительно-усилительное («А дура всё врёт, врёт, да и правду соврёт»).
С. небезразличны к стилистич. окраске высказывания; ср. синонимич. С. «чтобы» и «дабы» (если первый нейтрален, то второй вносит в предложение оттенок архаич. стиля); «если» и «ежели» (нейтральный и просторечно-разг. стили).
На периферии класса С. находятся: 1) аналоги С. (группа слов с квалифицирующим лексич. значением; напр., «вдобавок»=«кроме того», «выходит»= «следовательно»); 2) союзно-наречные словосочетания; 3) аффигированные элементы союзного значения типа лат. -que. Резервом, пополняющим класс С., служат все неизменяемые слова (частицы, наречия, модальные слова).
В самостоят. часть речи С. был выделен в античной грамматике. У Аристотеля С. составляли часть синкретич. класса связок (σύνδεσμοι), куда входили собственно С. и предлоги. В отд. класс С. были выделены Дионисием Фракийским (2–1 вв. до н. э.). В ср.-век. грамматиках они включались в категорию «частиц речи» (particulae orationis). В языкознании 20–21 вв. С. вместе с модальными словами часто относят к синтаксич. служебным словам (в противоположность морфологическим – предлогам и артиклям).