СИНТАГМА́ТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИНТАГМА́ТИКА, 1) один из двух аспектов изучения системы языка (противопоставленный парадигматике), анализ особых (синтагматических) отношений между знаками языковыми, возникающих между последовательно расположенными единицами языка при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; 2) синоним выражения «синтагматический план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между наблюдаемыми единицами языка, поскольку С. рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте; 3) учение о синтагматич. типах отношений как отношениях между единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигматики, изучающей отношения «по вертикали»), реже – учение о синтагме.
Выделение синтагматич. отношений связывают обычно с именем Ф. де Соссюра. По его мнению, из двух типов отношений, определяющих систему языковую и состояние языка в каждый момент его существования, – синтагматических и ассоциативных (позднее названных парадигматическими) – первые непосредственно наблюдаемы и основаны на линейном характере речи и свойстве её протяжённости, однонаправленности, последовательности. Благодаря этому элементы, следуя один за другим, образуют определённую языковую цепочку, последовательность – синтагму, внутри которой составляющие её элементы вступают в синтагматич. отношения. Они характеризуют связи следующих друг за другом единиц и определяются их контрастом; языковой элемент может поэтому противопоставляться либо предшествующему, либо следующему за ним, либо и тому и другому одновременно. Для выявления этих отношений разрабатываются спец. процедуры сегментации, позволяющие отличить и отделить одну единицу от другой на основании свойства её повторяемости и контраста с соседними единицами. Поскольку почти все языковые единицы находятся в зависимости либо от того, что их окружает в потоке речи, либо от тех частей, из которых они состоят сами, развитие процедур синтагматич. анализа идёт по двум разным линиям: с первым свойством связаны методика валентностного анализа (см. Валентность) и – шире – свойства сочетаемости языковых единиц, со вторым – понятия и методика дистрибутивного анализа.
Процедуры синтагматич. анализа состоят, по Ф. де Соссюру, прежде всего из приёмов членения языковых последовательностей и определения их состава, а также особых способов обнаружения влияния одной единицы на другую или же их взаимодействия. Синтагматич. анализ направлен на установление отношения «состоять/складываться из» и на описание его результатов в однородных терминах. Поскольку в каждой языковой последовательности обнаруживается определённый порядок следования элементов, один из этапов анализа связан также с установлением последовательности расположения единиц и определением неких абстрактных или конкретных позиций, закреплённых за той или иной составляющей синтагмы. Единицы, способные занимать одну и ту же позицию в анализируемой последовательности, а также выступать в качестве взаимозаменимых субститутов, считаются входящими в один парадигматич. ряд. Но из этого следует, что к понятию парадигматич. отношений можно прийти не независимо от синтагматических отношений, как полагал Ф. де Соссюр, а, напротив, как бы совместить один анализ с другим (впервые эта проблема поставлена Л. Ельмслевом).
В работах Л. Ельмслева С. противопоставлялась парадигматике на основании логич. принципов их организации: для первой постулировался принцип логич. конъюнкции, отношение «и – и», которое обозначалось им как реляция; для второй, напротив, – принцип логич. дизъюнкции, отношение «или – или», которое обозначалось им как корреляция. Первый тип отношений характеризовал речь, процесс, второй – систему языка. Одна и та же сущность, входя в систему языка, осуществляет как её член функцию дизъюнкции, но, входя в текст, проявляет иную функцию – конъюнкции. В тексте языковые единицы сосуществуют, в системе – образуют парадигмы. Для понимания языка как знаковой системы особого рода важно, следовательно, понимание двойной структурации её единиц – в парадигматике и в С. Теория Ельмслева давала противоречивый ответ на вопрос о том, какой из установленных типов отношений «первичен», поскольку, по его мнению, хотя рассмотрение языковых функций свидетельствует на первый взгляд о том, что процесс детерминирует систему, в действительности он просто невозможен, если за ним не стоит определённая система, – её существование оказывается, т. о., необходимой предпосылкой процесса. Принятое Ельмслевом противопоставление переносилось далее и на противопоставление морфологии, носящей преим. парадигматич. характер, синтаксису, который синтагматичен, и мн. структуралисты (см. Структурная лингвистика) признавали основательность подобной дифференциации этих дисциплин и методов их изучения. Пражская лингвистическая школа выступала против подобного отождествления парадигматич. зависимостей с морфологией, а синтагматических – с синтаксисом, а её представители подчёркивали, что С. и парадигматика выявляются во всех слоях языка.
В работах дескриптивистов (см. Дескриптивная лингвистика) С. занимала ведущее место, принципы дистрибутивного анализа разрабатывались именно дескриптивистами. Осн. объектом лингвистич. анализа они считали членение высказывания на всё менее протяжённые единицы, исходя из положения, что любая единица более высокого уровня складывается из единиц нижележащего: фонема – из дифференциальных признаков, морфема – из фонем, слово – из морфем и т. п. Но, по утверждению Э. Бенвениста, функция единиц определяется не только этой их способностью, но и способностью единиц нижележащего уровня выступать в качестве строит. материала для единиц вышележащего уровня. В этом случае синтагматич. последовательность создаёт при её образовании новое интегративное целое, свойства которого несводимы к свойствам его составных частей. Так, рус. синтагматич. последовательность типа «л-о», образуя слог, характеризуется новыми свойствами по сравнению, напр., с последовательностью «сл-», а синтагматич. цепочка «с-л-о-н», образуя корневую морфему, проявляет интегративные свойства (новое значение), невыводимые из свойств фонем /с/, /л/ и т. п. Представители лондонской школы предложили новый вариант классификации отношений, наблюдаемых между языковыми единицами. В каждом тексте разграничиваются отношения единицы к др. единицам того же статуса и того же уровня (напр., фонемы к фонеме же) и отношения этой единицы к единицам др. уровня (напр., фонемы к морфеме); только первые делятся на синтагматические, проявляющиеся в совместной встречаемости единиц, и парадигматические, проявляющиеся в их взаимозаменимости. Поскольку наличие этих двух типов не устанавливается в ходе собственно дистрибутивного анализа, он явно недостаточен и для определения роли выявляемых синтагматич. связей и теоретически не оправдан. Сами же принципы синтагматич. анализа разрабатывались в лондонской школе весьма интенсивно.
Синтагматич. отношения наблюдаются на разных уровнях языка, и в зависимости от выбранной единицы анализа С. нередко понимается как часть соответствующей уровневой дисциплины (фонетич., фонологич., морфологич., лексич. С.), посвящённой описанию синтагматич. отношений в пределах данного уровня или исследуемой подсистемы (напр., словообразоват. С.).
Особенно важна сфера синтаксич. синтагматики. С. представляет собой совокупность правил сочетаемости единиц друг с другом: в сложном предложении при соединении простых предложений, в составе простого – при объединении сказуемого с подлежащим и т. п. Изучение синтагматич. отношений в синтаксисе оказало заметное влияние на анализ аналогичных отношений в производных и сложных словах и повлекло за собой появление понятия внутр. (синтагматич.) синтаксиса, а также постановку вопроса о правилах сочетаемости морфем разного типа в пределах одного деривата (см. Деривация). Значит. роль сыграло изучение синтагматич. характеристик слова и в лексике; в отличие от языковых единиц, носящих преим. парадигматич. характер (морфема) или же чисто синтагматический (предложение), слово рассматривается как единица, которой присущи и те и другие связи. Изучение лексич. С. – значит. достижение отеч. языкознания, и описание С. слова составляет важный аспект определения его лексич. значения.