Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕГМЕНТА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 665

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЕГМЕНТА́ЦИЯ в языкознании, чле­не­ние вы­ска­зы­ва­ния на еди­ни­цы, об­ла­даю­щие раз­ной функ­ци­ей в язы­ке.

Один из обыч­но вы­де­ляе­мых ви­дов С. – на уров­не зву­ко­вых ха­рак­те­ри­стик, ко­гда вы­яв­ля­ют­ся фо­не­тич. при­зна­ки еди­ниц разл. уров­ней (см. Еди­ни­цы язы­ка, Уров­ни язы­ка). Это чле­не­ние вы­ска­зы­ва­ния на зву­ко­вые еди­ни­цы раз­ной про­тя­жён­но­сти: фо­не­мы, сло­ги, сло­ва, син­таг­мы, фра­зы.

С. на фо­не­мы осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве мор­фо­ло­гич. кри­те­рия. Она воз­мож­на в язы­ках, в ко­то­рых мор­фе­ма мо­жет сов­па­дать по сво­ей про­тя­жён­но­сти с фо­не­мой (напр., жен-у, пи-л-а). В сло­го­вых язы­ках, в ко­то­рых мор­фе­мы не мо­гут быть ко­ро­че сло­га, нет пол­но­го ана­ло­га фо­не­мы как ми­ним. еди­ни­цы язы­ка.

С. на сло­ги про­ис­хо­дит на ос­но­ве раз­ных прин­ци­пов (т. к. в не­сло­го­вых язы­ках мор­фо­ло­гич. кри­те­рии к сло­гу не­при­ме­ни­мы). К ним от­но­сят­ся: ис­поль­зо­ва­ние на­бо­ра пра­вил (напр., для рус. язы­ка сфор­му­ли­ро­ва­ны Р. И. Ава­не­со­вым); т. н. ин­туи­тив­ное чле­не­ние на сло­ги но­си­те­ля­ми то­го или ино­го язы­ка; оп­ре­де­ле­ние гра­ни­цы ме­ж­ду сло­га­ми по фо­не­тич. при­зна­кам (сте­пень связ­но­сти эле­мен­тов, об­ра­зую­щих один слог).

При С. на сло­ва важ­ную роль иг­ра­ют т. н. по­гра­нич­ные сиг­на­лы (фо­не­мы, упот­реб­ляю­щие­ся толь­ко в аб­со­лют­ном кон­це или аб­со­лют­ном на­ча­ле сло­ва; со­че­та­ния фо­нем, воз­ни­каю­щие лишь на сты­ках слов), а так­же при­зна­ки фо­не­тич. цель­но­оформ­лен­но­сти слов [напр., гар­мо­ния глас­ных (см. Син­гар­мо­низм)].

При С. фра­зы на син­таг­мы учи­ты­ва­ют­ся: воз­мож­ное воз­ник­но­ве­ние ме­ж­ду ни­ми пау­зы; на­ли­чие в кон­це син­таг­мы син­таг­мен­но­го уда­ре­ния, осо­бо­го ме­ло­дич. оформ­ле­ния, из­ме­не­ния тем­па.

С. боль­шо­го вы­ска­зы­ва­ния на фра­зы оп­ре­де­ля­ет­ся из­ме­не­ни­ем ме­ло­ди­ки, тем­па, ин­тен­сив­но­сти, по­яв­ле­ни­ем фра­зо­во­го уда­ре­ния в кон­це по­след­ней син­таг­мы фра­зы. Вы­де­ля­ет­ся так­же С. на уров­не зна­чи­мых еди­ниц, при ко­то­ром вы­яв­ля­ют чле­ни­мость той или иной еди­ни­цы на ос­но­ве разл. лин­гвис­тич. про­це­дур, по­зво­ляю­щих до­ка­зать, что дан­ная еди­ни­ца со­сто­ит из бо­лее мел­ких еди­ниц.

Вернуться к началу