МОНОЛО́Г
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНОЛО́Г (от моно… и греч. λόγος – слово, речь).
В языкознании
В языкознании – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное, опосредованное восприятие. В отличие от диалога, предполагающего равномерное распределение ответственности его участников за выполнение коммуникации, М. возлагает её лишь на говорящего при отсутствии опоры на восприятие речи слушающим. Поэтому типологически М. иногда определяют как особый случай неадресованного речевого акта (понятие так называемого внутреннего М.). Следовательно, основной дифференциальный признак М. – неявный характер обращения к другому лицу/другим лицам (преимущественно в массовой коммуникации и в письменном тексте). Тем не менее оно всё же не может быть сведено к нулю даже в наиболее чистом виде монологической речи (речевая партия хора в античной драматургии) ввиду социальной природы языкового употребления вообще. То есть любой М. в той или иной мере «диалогизирован» и содержит показатели (обычно внешние – вводные контактные элементы, обращения, риторические вопросы и др.) стремления говорящего преодолеть пассивность восприятия слушающего, вызвать его сопереживание (ср. мнение Г. О. Винокура об отсутствии строгих и абсолютных границ между М. и диалогом в частности). Для М. типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершённость. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой (художественный М., ораторская речь, бытовое повествование и др.) и функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, убеждение и т. д.) принадлежности речевого акта. Внутрижанровые различия (авторская или прямая речь персонажей в составе художественного текста, научный доклад, агитационное выступление), так же как письменное или устное осуществление речевого акта, обусловливают стилистические особенности М.: строение предложений, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов книжной и разговорной речи и др. В некоторых видах художественного М., например в сказе, где законам монологической речи подчинено произведение в целом, специальным средством имитации живой разговорной речи служат стилизованные диалогические вкрапления.
В литературе
В литературе – речь действующего лица, обращённая к самому себе или к окружающим, но, в отличие от диалога, обособленная от реплик др. персонажей. В драме используется для выражения размышлений и намерений персонажей, а также для изложения событий, не получивших непосредственного воплощения на сцене. М. присущ уже античной драматургии (в трагедиях – в виде рассказов вестников и лирич. отступлений хора; в комедиях – в виде обращений хора к зрителям); особое внимание ему уделялось в классицистич. трагедии. В драматургии романтизма М. удлиняется и его роль возрастает. В кон. 19–20 вв. М. стал основой жанра монодрамы. М. распространён также в эпич. жанрах (напр., рассказ от первого лица, в т. ч. сказ). В прозе кон. 19–20 вв. широко используется т. н. внутренний М. К монологич. высказыванию часто тяготеет лирика.