Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНОЛО́Г

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 35

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Т. Г. Винокур

МОНОЛО́Г (от мо­но…

 >>
и греч. λόγος  – сло­во, речь), 1) в язы­ко­зна­нии – фор­ма ре­чи, об­ра­зуе­мая в ре­зуль­та­те ак­тив­ной ре­че­вой дея­тель­но­сти
 >>
, рас­счи­тан­ная на пас­сив­ное, опо­сре­до­ван­ное вос­при­ятие. В от­ли­чие от диа­ло­га
 >>
, пред­по­ла­гаю­ще­го рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние от­вет­ст­вен­но­сти его уча­ст­ни­ков за вы­пол­не­ние ком­му­ни­ка­ции
 >>
, М. воз­ла­га­ет её лишь на го­во­ря­ще­го при от­сут­ст­вии опо­ры на вос­при­ятие ре­чи слу­шаю­щим. По­это­му типо­ло­ги­че­ски М. ино­гда оп­ре­де­ля­ют как осо­бый слу­чай не­ад­ре­со­ван­но­го ре­че­во­го ак­та
 >>
(по­ня­тие т. н. внут­рен­не­го М.). Сле­до­ва­тель­но, ос­нов­ной диф­фе­рен­ци­аль­ный при­знак М. – не­яв­ный ха­рак­тер об­ра­ще­ния к дру­го­му ли­цу/ли­цам (пре­им. в мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции и в письм. тек­сте). Тем не ме­нее оно всё же не мо­жет быть све­де­но к ну­лю да­же в наи­бо­лее чис­том ви­де мо­но­ло­гич. ре­чи (ре­че­вая пар­тия хо­ра в ан­тич­ной дра­ма­тур­гии) вви­ду со­ци­аль­ной при­ро­ды язы­ко­во­го упот­реб­ле­ния во­об­ще. Т. е. лю­бой М. в той или иной ме­ре «диа­ло­ги­зи­ро­ван» и со­дер­жит по­ка­за­те­ли (обыч­но внеш­ние – ввод­ные кон­такт­ные эле­мен­ты, ри­то­рич. во­про­сы и пр.) стрем­ле­ния го­во­ря­ще­го пре­одо­леть пас­сив­ность вос­при­ятия слу­шаю­ще­го, вы­звать его со­пе­ре­жи­ва­ние.

Для М. ти­пич­ны зна­чи­тель­ные по раз­ме­ру от­рез­ки тек­ста, со­стоя­щие из струк­тур­но и со­дер­жа­тель­но свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой вы­ска­зы­ва­ний, имею­щих ин­ди­ви­ду­аль­ную ком­по­зи­ци­он­ную по­стро­ен­ность и от­но­си­тель­ную смы­сло­вую за­вер­шён­ность. Сте­пень про­яв­ле­ния этих при­зна­ков за­ви­сит от жан­ро­вой (ху­дож. М., ора­тор­ская речь

 >>
, бы­то­вое по­ве­ст­во­ва­ние и др.) и функ­цио­наль­но-ком­му­ни­ка­тив­ной (по­ве­ст­во­ва­ние, рас­су­ж­де­ние, убе­ж­де­ние и т. д.) при­над­леж­но­сти ре­че­во­го ак­та. Внут­ри­жан­ро­вые раз­ли­чия (ав­тор­ская или пря­мая речь пер­со­на­жей в со­ста­ве ху­дож. тек­ста, на­уч. док­лад, аги­та­ци­он­ное вы­сту­п­ле­ние), так же как письм. или уст­ное осу­ще­ст­в­ле­ние ре­че­во­го ак­та, обу­слов­ли­ва­ют сти­ли­стич. осо­бен­но­сти М.: строе­ние пред­ло­же­ний, син­так­сич. спо­со­бы их со­еди­не­ния, лек­сич. от­бор, ви­ды взаи­мо­дей­ст­вия эле­мен­тов книж­ной и разг. ре­чи и др.

2) В ли­те­ра­ту­ре – речь дей­ст­вую­ще­го ли­ца, об­ра­щён­ная к са­мо­му се­бе или к ок­ру­жаю­щим, но, в от­ли­чие от диа­ло­га, обо­соб­лен­ная от ре­п­лик др. пер­со­на­жей. В дра­ме ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния раз­мыш­ле­ний и на­ме­ре­ний пер­со­на­жей, а так­же для из­ло­же­ния со­бы­тий, не по­лу­чив­ших не­по­сред­ст­вен­но­го во­пло­ще­ния на сце­не. М. при­сущ уже ан­тич­ной дра­ма­тур­гии (в тра­ге­ди­ях – в ви­де рас­ска­зов вест­ни­ков и ли­рич. от­сту­п­ле­ний хо­ра; в ко­ме­ди­ях – в ви­де об­ра­ще­ний хо­ра к зри­те­лям); осо­бое вни­ма­ние ему уде­ля­лось в клас­си­ци­стич. тра­ге­дии. В дра­ма­тур­гии ро­ман­тиз­ма М. уд­ли­ня­ет­ся и его роль воз­рас­та­ет. В кон. 19–20 вв. М. стал ос­но­вой жан­ра мо­но­драмы

 >>
. М. рас­про­стра­нён так­же в эпич. жан­рах (напр., рас­сказ от пер­во­го ли­ца, в т. ч. сказ
 >>
). В про­зе кон. 19–20 вв. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся т. н. внут­рен­ний М. К мо­но­ло­гич. вы­ска­зы­ва­нию час­то тя­го­те­ет ли­ри­ка.

Лит.: Ви­но­гра­дов В. В. Сти­ли­сти­ка. Тео­рия по­эти­че­ской ре­чи. По­эти­ка. М., 1963; Хо­ло­до­вич А. А. О ти­по­ло­гии ре­чи // Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1967; Гель­гардт Р. Р. Рас­су­ж­де­ние о диа­ло­гах и мо­но­ло­гах (к об­щей тео­рии вы­ска­зы­ва­ния) // Сбор­ник док­ла­дов и со­об­ще­ний лин­гвис­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва. Ка­ли­нин, 1971. Т. 2. Вып. 1; Бах­тин М. М. Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры и эс­те­ти­ки. М., 1975; Ви­но­кур Г. О. Язык «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» // Ви­но­кур Г. О. О язы­ке ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. 3-е изд. М., 2009. См. так­же лит. при ст. Диа­лог.

Вернуться к началу