МОНОДРА́МА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНОДРА́МА (от моно... и греч. δρᾶμα – действие), 1) драма, предназначенная для исполнения одним актёром. К М. относятся: пьесы-монологи (напр., «О вреде табака» А. П. Чехова, 1886, и др.) и пьесы (как правило, одноактные), построенные в форме диалога с отсутствующим на сцене или безмолвствующим персонажем («Путник» В. Я. Брюсова, 1911; «Человеческий голос» Ж. Кокто, 1930). К М. тяготеют пьесы с двумя или несколькими действующими лицами, в которых внимание сосредоточено на субъективном восприятии происходящего центральным персонажем: «Незнакомка» А. А. Блока (1906), «Представление любви» Н. Н. Евреинова (1910), «Лицедей» (1984) и др. пьесы Т. Бернхарда. Нередко М. называют моноспектакли – сценич. произведения, где все роли исполняет один актёр (напр., миниатюры А. И. Райкина).
2) В музыке 18–19 вв. назв. «М.» применялось к некоторым образцам жанра мелодрамы, представлявшим собой мелодекламацию с оркестровым сопровождением. Среди М. 18 в. – «Пигмалион» Ж. Ж. Руссо (пост. в 1770), а также одноим. сочинение Й. А. Бенды на тот же текст (1779). В 19 в. к этому жанру обратился Г. Берлиоз («Лелио, или Возвращение к жизни» для чтеца и хора, выступающих на авансцене, певцов-солистов и симфонич. оркестра, скрытых за занавесом, 1832). К М. относят также некоторые оперы 20 в., предназначенные для одного певца (т. н. монооперы): «Ожидание» А. Шёнберга (1909), «Человеческий голос» Ф. Пуленка (1958, по одноим. монодраме Кокто), «Записки сумасшедшего» Ю. М. Буцко (1965), «Ванька» А. Н. Холминова (1979).