Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЛОДРА́МА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 686

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шестакова

МЕЛОДРА́МА (от ме­ло… и дра­ма), 1) жанр дра­ма­тур­гии; пье­са, от­ли­чаю­щая­ся ост­ро­той ин­три­ги (пре­им. лю­бов­ной) и рез­ким про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем до­б­ра и зла. Для М. ха­рак­тер­ны не­ожи­дан­ные по­во­ро­ты сю­же­та, схе­ма­тич­ность пер­со­на­жей, оли­це­тво­ряю­щих доб­ро­де­тель ли­бо по­рок, вне­зап­ные пе­ре­ме­ны от сча­стья к не­сча­стью в судь­бе ге­ро­ев, бла­го­по­луч­ная, как пра­ви­ло, раз­вяз­ка. На ста­нов­ле­ние М. ока­за­ли влия­ние ме­щан­ская дра­ма, слёз­ная ко­ме­дия, го­ти­че­ский ро­ман, дра­ма­тур­гия «Бу­ри и на­тис­ка» (в ча­ст­но­сти, ран­ние дра­мы Ф. Шил­ле­ра). М. воз­ник­ла в кон. 18 в. во Фран­ции; её ос­но­во­по­лож­ни­ком стал Р. Ш. Пик­се­ре­кур («Вик­тор, или Ди­тя ле­са», 1798; «Се­ли­на, или Ди­тя тай­ны», 1800; «Хри­сто­фор Ко­лумб», 1815, и мн. др.). К М. об­ра­ща­лись Ш. П. де Кок, А. Дю­ма-отец и А. Дю­ма-сын во Фран­ции; Т. Хол­крофт, М. Г. Льюис, Э. Дж. Бул­вер-Лит­тон в Ве­ли­ко­бри­та­нии. Не­ред­ко М. пред­став­ля­ли со­бой ин­с­це­ни­ров­ки про­за­ич. про­из­ве­де­ний по­пу­ляр­ных про­заи­ков (Ж. А. Бер­нар­де­на де Сен-Пье­ра, Ф. Г. Дюк­ре-Дю­ме­ни­ля, позд­нее – Э. Сю, Ч. Дик­кен­са, В. Скот­та и др.). Чер­ты М. при­су­щи не­ко­то­рым дра­мам Ф. Гриль­пар­це­ра («Пра­ма­терь»), Дж. Бай­ро­на («Ман­фред», обе 1817), В. Гю­го («Эр­на­ни», 1829) и др. М. ока­за­ла воз­дей­ст­вие и на реа­ли­стич. бы­то­вую дра­му 2-й пол. 19 в.

С М. свя­за­но фор­ми­ро­ва­ние эс­те­ти­ки ро­ман­тич. те­ат­ра. Для по­ста­но­воч­но­го сти­ля М. ха­рак­тер­ны па­те­ти­ка, при­ори­тет зре­лищ­но­сти над прав­до­по­до­би­ем, кар­тин­ные, ри­то­рич. ми­зан­сце­ны, слож­ные, час­то сме­няе­мые де­ко­ра­ции; кон­тра­ст­ное ос­ве­ще­ние разл. уча­ст­ков сце­ны, став­шее воз­мож­ным по­сле вве­де­ния в нач. 19 в. га­зо­во­го те­ат­раль­но­го ос­ве­ще­ния; оби­лие трю­ков и др. сце­нич. эф­фек­тов. Боль­шое зна­че­ние в М. име­ла му­зы­ка, со­про­во­ж­дав­шая наи­бо­лее дра­ма­тич­ные мо­мен­ты дей­ст­вия. Иг­ра ак­тё­ров в М. от­ли­ча­лась аф­фек­ти­ро­ван­ной эмо­цио­наль­но­стью, эм­фа­тич. дек­ла­ма­ци­ей, эмб­ле­ма­тич­но­стью пла­сти­ки. Де­мо­кра­тич­ность и зре­лищ­ность М. обес­пе­чи­ли это­му жан­ру ве­ду­щее ме­сто в ре­пер­туа­ре ев­роп. те­ат­ра кон­ца 18 – 1-й пол. 19 вв. Ис­пол­не­ни­ем гл. ро­лей в М. про­сла­ви­лись франц. ак­тё­ры Ж. Г. Де­бю­ро, Фре­де­рик-Ле­метр, П. Бо­каж, М. Дор­валь и др.

Пер­вы­ми ори­ги­наль­ны­ми рус. М. счи­та­ют­ся пе­ре­дел­ки по­вес­ти «Бед­ная Ли­за» Н. М. Ка­рам­зи­на – «Ли­за, или Тор­же­ст­во бла­го­дар­но­сти» (1802) Н. И. Иль­и­на и «Ли­за, или След­ст­вие гор­до­сти и оболь­ще­ния» (1803) В. М. Фё­до­ро­ва. В 1830–40-е гг. эле­мен­ты М. бы­ли пре­тво­ре­ны в дра­ма­тич. твор­че­ст­ве Н. В. Ку­коль­ни­ка и Н. А. По­ле­во­го; позд­нее – в пье­сах А. Н. Ост­ров­ско­го («Позд­няя лю­бовь», 1874; «Без ви­ны ви­но­ва­тые», 1884), А. И. Южи­на-Сум­ба­то­ва, Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко, Л. Н. Ан­д­рее­ва и др. В М. вы­сту­па­ли круп­ней­шие рус. ак­тё­ры: В. А. Ка­ра­ты­гин (см. Ка­ра­ты­ги­ны), П. С. Мо­ча­лов, П. И. Ор­ло­ва и др.

В 1920-е гг. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­да­ния ре­во­люц. М. (А. В. Лу­на­чар­ский, В. Н. Билль-Бе­ло­цер­ков­ский, А. М. Фай­ко и др.). Во 2-й пол. 20 в. ин­те­рес к М. про­явил­ся в твор­че­ст­ве С. И. Алё­ши­на, А. Н. Ар­бу­зо­ва, А. М. Во­ло­ди­на, А. Д. Са­лын­ско­го, А. В. Соф­ро­но­ва и др.

С нач. 20 в. к жан­ру М. об­ра­ща­ет­ся ки­не­ма­то­граф («Лю­бов­ный ро­ман», 1904, Фран­ция). Клас­си­кой ки­но­ме­ло­дра­мы ста­ли филь­мы Д. У. Гриф­фи­та с уча­сти­ем Л. Гиш, «Па­ри­жан­ка» Ч. Ча­п­ли­на (1923), «Мост Ва­тер­лоо» (1940, реж. М. Ле Рой, США) и «Ле­ди Га­миль­тон» (1941, реж. А. Кор­да) с В. Ли в гл. ро­лях, «Муж­чи­на и жен­щи­на» (1966, реж. К. Ле­луш), «Ис­то­рия люб­ви» (1970, реж. А. Хил­лер, США), «Ме­ло» (1986, реж. А. Ре­не). С сер. 20 в. М. – один из осн. жан­ров ки­не­ма­то­гра­фа мн. стран Вос­то­ка и Лат. Аме­ри­ки.

2) Муз.-дра­ма­тич. жанр 18 в., в ко­тором мо­но­ло­ги и диа­ло­ги пер­со­на­жей со­про­во­ж­да­ют­ся и/или пе­ре­ме­жа­ют­ся ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­кой. Тео­ре­тич. прин­ци­пы жан­ра сфор­му­ли­ро­вал Ж. Ж. Рус­со («Фраг­мен­ты за­ме­ча­ний об италь­ян­ской "Аль­це­сте" г-на ка­ва­ле­ра Глю­ка», 1778). Он же вы­сту­пил ав­то­ром пер­вой М. – «Пиг­ма­ли­он» (ли­рич. сце­ны на сю­жет «Ме­та­мор­фоз» Ови­дия; му­зы­ка в со­ав­тор­ст­ве с О. Ку­а­нье; 1762, пост. в 1770; рус. пер. в 1792). Из­вест­ны М. чеш. ком­по­зи­то­ра Й. А. Бен­ды «Ари­ад­на на На­ксо­се», «Ме­дея» (обе 1775), «Пиг­ма­ли­он» (1779). В Рос­сии к жан­ру М. од­ним из пер­вых об­ра­тил­ся дра­ма­тург Я. Б. Княж­нин («Ор­фей» с хо­ром и пан­то­ми­мой, муз. Ф. То­рел­ли, пост. в 1763, опубл. в 1781). «Ор­фей» Княж­ни­на с му­зы­кой Е. И. Фо­ми­на (пост. в 1792) – яр­кий об­ра­зец жан­ра, уни­каль­ный в ис­то­рии рус. му­зы­ки. Ис­поль­зуе­мый в М. прин­цип ху­дож. чте­ния в муз. со­про­во­ж­де­нии по­лу­чил назв. ме­ло­дек­ла­ма­ции.

Лит.: Veen J. van der. Le mélodrame musical de Rousseau au romantisme. La Haye, 1955; Smith J. L. Melodrama. L., 1973; Мар­ку­лан Я. К. Ки­но­ме­ло­дра­ма. Фильм ужа­сов. Л., 1978; Кру­то­ус В. П. О «ме­ло­дра­ма­ти­че­ском» // Во­про­сы фи­ло­со­фии. 1981. № 5; Thomasseau J.-M. Le Mélodrame. P., 1984; Ба­лу­ха­тый С. Д. По­эти­ка ме­ло­дра­мы // Ба­лу­ха­тый С. Д. Во­про­сы по­эти­ки. Л., 1990; Воз­не­сен­ская Т. И. Ли­те­ра­тур­но-дра­ма­ти­че­ский жанр ме­ло­дра­мы. М., 1996; Хай­чен­ко Е. Г. Ве­ли­кие ро­ман­ти­че­ские зре­ли­ща. Анг­лий­ская ме­ло­дра­ма. Бур­леск. Экс­т­ра­ва­ган­ца. Пан­то­ми­ма. М., 1996; Imitations of life: Two century of melodrama in Russia / Ed. L. McReynolds, J. Neu­berger. Durham; L., 2002; Бент­ли Э. Жизнь дра­мы. М., 2004.

Вернуться к началу