МЕЛОДРА́МА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЛОДРА́МА (от мело… и драма), 1) жанр драматургии; пьеса, отличающаяся остротой интриги (преим. любовной) и резким противопоставлением добра и зла. Для М. характерны неожиданные повороты сюжета, схематичность персонажей, олицетворяющих добродетель либо порок, внезапные перемены от счастья к несчастью в судьбе героев, благополучная, как правило, развязка. На становление М. оказали влияние мещанская драма, слёзная комедия, готический роман, драматургия «Бури и натиска» (в частности, ранние драмы Ф. Шиллера). М. возникла в кон. 18 в. во Франции; её основоположником стал Р. Ш. Пиксерекур («Виктор, или Дитя леса», 1798; «Селина, или Дитя тайны», 1800; «Христофор Колумб», 1815, и мн. др.). К М. обращались Ш. П. де Кок, А. Дюма-отец и А. Дюма-сын во Франции; Т. Холкрофт, М. Г. Льюис, Э. Дж. Булвер-Литтон в Великобритании. Нередко М. представляли собой инсценировки прозаич. произведений популярных прозаиков (Ж. А. Бернардена де Сен-Пьера, Ф. Г. Дюкре-Дюмениля, позднее – Э. Сю, Ч. Диккенса, В. Скотта и др.). Черты М. присущи некоторым драмам Ф. Грильпарцера («Праматерь»), Дж. Байрона («Манфред», обе 1817), В. Гюго («Эрнани», 1829) и др. М. оказала воздействие и на реалистич. бытовую драму 2-й пол. 19 в.
С М. связано формирование эстетики романтич. театра. Для постановочного стиля М. характерны патетика, приоритет зрелищности над правдоподобием, картинные, риторич. мизансцены, сложные, часто сменяемые декорации; контрастное освещение разл. участков сцены, ставшее возможным после введения в нач. 19 в. газового театрального освещения; обилие трюков и др. сценич. эффектов. Большое значение в М. имела музыка, сопровождавшая наиболее драматичные моменты действия. Игра актёров в М. отличалась аффектированной эмоциональностью, эмфатич. декламацией, эмблематичностью пластики. Демократичность и зрелищность М. обеспечили этому жанру ведущее место в репертуаре европ. театра конца 18 – 1-й пол. 19 вв. Исполнением гл. ролей в М. прославились франц. актёры Ж. Г. Дебюро, Фредерик-Леметр, П. Бокаж, М. Дорваль и др.
Первыми оригинальными рус. М. считаются переделки повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина – «Лиза, или Торжество благодарности» (1802) Н. И. Ильина и «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» (1803) В. М. Фёдорова. В 1830–40-е гг. элементы М. были претворены в драматич. творчестве Н. В. Кукольника и Н. А. Полевого; позднее – в пьесах А. Н. Островского («Поздняя любовь», 1874; «Без вины виноватые», 1884), А. И. Южина-Сумбатова, Вл. И. Немировича-Данченко, Л. Н. Андреева и др. В М. выступали крупнейшие рус. актёры: В. А. Каратыгин (см. Каратыгины), П. С. Мочалов, П. И. Орлова и др.
В 1920-е гг. предпринимались попытки создания революц. М. (А. В. Луначарский, В. Н. Билль-Белоцерковский, А. М. Файко и др.). Во 2-й пол. 20 в. интерес к М. проявился в творчестве С. И. Алёшина, А. Н. Арбузова, А. М. Володина, А. Д. Салынского, А. В. Софронова и др.
С нач. 20 в. к жанру М. обращается кинематограф («Любовный роман», 1904, Франция). Классикой киномелодрамы стали фильмы Д. У. Гриффита с участием Л. Гиш, «Парижанка» Ч. Чаплина (1923), «Мост Ватерлоо» (1940, реж. М. Ле Рой, США) и «Леди Гамильтон» (1941, реж. А. Корда) с В. Ли в гл. ролях, «Мужчина и женщина» (1966, реж. К. Лелуш), «История любви» (1970, реж. А. Хиллер, США), «Мело» (1986, реж. А. Рене). С сер. 20 в. М. – один из осн. жанров кинематографа мн. стран Востока и Лат. Америки.
2) Муз.-драматич. жанр 18 в., в котором монологи и диалоги персонажей сопровождаются и/или перемежаются инструментальной музыкой. Теоретич. принципы жанра сформулировал Ж. Ж. Руссо («Фрагменты замечаний об итальянской "Альцесте" г-на кавалера Глюка», 1778). Он же выступил автором первой М. – «Пигмалион» (лирич. сцены на сюжет «Метаморфоз» Овидия; музыка в соавторстве с О. Куанье; 1762, пост. в 1770; рус. пер. в 1792). Известны М. чеш. композитора Й. А. Бенды «Ариадна на Наксосе», «Медея» (обе 1775), «Пигмалион» (1779). В России к жанру М. одним из первых обратился драматург Я. Б. Княжнин («Орфей» с хором и пантомимой, муз. Ф. Торелли, пост. в 1763, опубл. в 1781). «Орфей» Княжнина с музыкой Е. И. Фомина (пост. в 1792) – яркий образец жанра, уникальный в истории рус. музыки. Используемый в М. принцип худож. чтения в муз. сопровождении получил назв. мелодекламации.