АНДРЕ́ЕВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич [9(21).8.1871, Орёл – 12.9.1919, дер. Нейвала, Финляндия, ныне пос. Горьковское Выборгского р-на Ленингр. обл.], рус. прозаик, драматург, публицист. Отец Д. Л. Андреева. Сын частного землемера. Окончил юридич. ф-т Московского ун-та (1897). С 1897 служил помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, одновременно работал судебным репортёром в газ. «Курьер», где с 1900 вёл два цикла фельетонов – ежедневный «Впечатления» и воскресный «Москва. Мелочи жизни», а с дек. 1901 заведовал беллетристич. отделом. Первое выступление в печати – рассказ «В холоде и золоте» (1892), но сам А. лит. дебютом считал пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська» («Курьер», 1898, 5 апр.). Известность получил после первой кн. «Рассказы» (1901), выпущенной на средства М. Горького; публиковался в редактировавшихся им сборниках реалистич. направленности. Вместе с тем явственные переклички с классич. традицией, с темами и мотивами Ф. М. Достоевского, В. М. Гаршина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова уже в ранних рассказах А. («Большой шлем», 1899; «Молчание», 1900; «Стена», 1901; «Бездна», «В тумане», «Мысль», 1902, и др.) соединялись с модернистской интерпретацией бытия и человека, вниманием к иррациональным и подсознательным пластам существования (обусловленным влиянием философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше). Точность в выборе общественно значимой проблематики, возведение социальной конкретики к метафизич. универсалиям, напряжённый психологизм повествования (нередко передающего крайние, «пограничные» состояния персонажей), своеобразие стилевой манеры А.-прозаика («Жизнь Василия Фивейского», 1904; «Красный смех», «Вор», 1905; «Губернатор», 1906; «Иуда Искариот и другие», 1907; «Рассказ о семи повешенных», «Мои записки», 1908, и др.), во многом предвещающей поэтику экспрессионизма, делали его новаторское творчество в 1900-х – нач. 1910-х гг. барометром социокультурных и интеллектуально-эстетич. настроений России. В лит-ре А. занимал обособленную позицию, находясь как бы в промежутке между реализмом и модернизмом. В своих мировоззренч. исканиях он (как свидетельствуют биографич. материалы – неосознанно) сближался с экзистенциалистской философией Л. Шестова и Н. А. Бердяева. Ярко выраженные в этот период мотивы тотального отчуждения человека от враждебного ему бытия сменяются в 1-й пол. 1910-х гг. надеждами на возможность примирения с мирозданием (напр., рассказ «Полёт», 1914), но в конце жизни вновь усиливаются настроения пессимизма (неоконченный роман «Дневник Сатаны», опубл. посмертно в 1921). В области драматургии новаторство А. выразилось в попытках создать пьесы, в которых традиционное жизнеподобие заменялось бы символически насыщенным условным сюжетом, сочетавшимся с экспрессионистским стилем и способным вместить в себя все этапы существования индивида («Жизнь Человека», 1907), обобщённые образы социальных катаклизмов («Царь-Голод», 1908), фантомы подсознания («Чёрные маски», 1908). В своей концепции «театра панпсихизма» (1912–14) А. утверждает приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театра. Отчасти эта концепция была реализована в его поздних пьесах («Тот, кто получает пощёчины», 1915; «Реквием», 1917; «Собачий вальс», 1922), в которых особенно остро звучит тема трагедийности индивидуального существования. Пьесы А., как экспериментальные («Жизнь Человека», «Анатэма», 1908), так и более традиционные («Дни нашей жизни», 1908; «Анфиса», 1909; «Gaudeamus», 1910; «Екатерина Ивановна», 1912), ставили крупнейшие режиссёры (К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд); они с успехом шли во многих рос. и европ. театрах.