АНДРЕ́ЕВ ДАНИИЛ ЛЕОНИДОВИЧ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНДРЕ́ЕВ Даниил Леонидович (2.11.1906, Берлин – 30.3.1959, Москва), рус. мистик, поэт. Сын Л. Н. Андреева, вырос в семье дяди, моск. врача Ф. А. Доброва, в атмосфере культуры Серебряного века. В 1924–27 учился на Высших гос. лит. курсах, с 1932 зарабатывал себе на жизнь в качестве художника-шрифтовика. Участник обороны Ленинграда. В 1947 арестован; осуждён по сфабрикованному политич. обвинению на 25 лет. Находясь до 1957 во Владимирской тюрьме, написал черновые редакции своих гл. произведений. Символистская тональность его сочинений 1920–40-х гг. (стихотворения, поэма «Песнь о Монсальвате», изд. 1996; несохранившийся роман «Странники ночи» о духовных исканиях в кругу моск. интеллигенции 1930-х гг.) сменяется апокалипсич. переживаниями, характерными для произведений 1949–1958 («Русские боги» – книга стихотворений и поэм, написанная в традициях рус. духовной поэзии, драма «Железная мистерия», историософско-визионерский трактат «Роза мира» – опубликованы в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг.).
Мистика А., использующая терминологию разл. эзотерич. и вероучительных традиций и собств. неологизмы, вобрала в себя мотивы рус. софиологии (образы «вечной женственности» Вл. Соловьёва, А. А. Блока и наставника А. – поэта и мистика А. В. Коваленского), предание о св. Граале, испытала влияние инд. мысли (идея перевоплощения), в ряде черт близка к психокосмографии буддизма и духовидению Э. Сведенборга. В центре видений А. – грандиозная «трансфизическая» картина Земли и её многочисленных параллельных миров (поднимающаяся над видимым миром лестница «миров просветления» и нисходящий ряд «миров возмездия»); метаисторич. панорама всемирной истории как отражение борьбы сил света (демиургов, «соборных душ» народов и др., возглавляемых логосом планеты – богорождённой монадой, «выразившей себя в человечестве Иисусом Христом») с демоническими силами тьмы; утопич. перспектива возникновения в космополитич. эпоху 20–22 вв. единой религии человечества и её «всехристианской церкви», в которой все высшие религии сознают себя лепестками общего мистического цветка (голубой розы вселенной); временное господство князя тьмы и грядущее просветление планеты. По мысли А., «сверхнароду российскому» предстоит стать во главе созидания интеррелигии и интеркультуры.