СЕРЕ́БРЯНЫЙ ВЕК
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕРЕ́БРЯНЫЙ ВЕК, условное название отмеченного проявлением модернистских тенденций периода в истории отечественной литературы кон. 19 – нач. 20 вв. Чёткое хронологич. определение границ С. в. отсутствует; наиболее распространена датировка: 1890–1917 (или 1921, год смерти А. А. Блока и расстрела Н. С. Гумилёва). Понятие «С. в.» первоначально применялось к поэзии; одним из первых его употребил (в связи с творчеством К. К. Случевского) В. С. Соловьёв в ст. «Импрессионизм мысли» (1897). Термином (смысловое наполнение которого варьировалось: имелось в виду и некое понижение качества по сравнению с «золотым веком», и хронологич. последовательность) пользовались Иванов-Разумник (1925), поэт и мемуарист В. А. Пяст (1929) и др. Широкое распространение понятие «С. в.» получило в критике рус. зарубежья после появления одноим. статьи Н. А. Оцупа в ж. «Числа» (1933, № 7–8); в сов. науке до кон. 1980-х гг. не употреблялось.
Для С. в. как эпохи смены общекультурной парадигмы, воспринявшей влияние европ. модернизма, идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, а также Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьёва, характерны отказ от материализма и позитивизма, получивших распространение во 2-й пол. 19 в., и обращение к традициям романтизма, наследию античности и христианства, к вост. религиям; утилитаризм уступил место экзистенциальной и эстетич. проблематике. С. в. ознаменовался расцветом поэзии символизма, акмеизма и футуризма, отмеченных поиском новых средств и форм худож. выразительности и декларировавших творч. свободу художника и преобразующее значение искусства; преломился в неореалистич. тенденциях прозы (см. в ст. Неореализм). В дальнейшем понятие «С. в.», переосмысленное как обозначение периода нового расцвета рус. культуры, было распространено на всю совокупность худож. явлений рубежа 19–20 вв., связанных с модернизмом, а также на рус. религ. философию нач. 20 в.