Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕНЕ́ АЛЕН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 388

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Виноградов

РЕНЕ́ (Resnais) Ален (3.6.1922, Ван – 1.3.2014, Па­риж), франц. ре­жис­сёр. Учил­ся на ак­тёр­ских кур­сах Па­риж­ской ки­но­шко­лы (IDHEC). На­чи­нал как до­ку­мен­та­лист: «Ван Гог» (1948, пр. Мкф в Ве­не­ции, пр. «Ос­кар»), «Гер­ни­ка» (1950) и др. Уже в ран­них ра­бо­тах Р. утон­чён­ный эс­те­тизм со­че­тал­ся с по­ли­тич. и со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­кой. Пер­вая пол­но­мет­раж­ная иг­ро­вая кар­ти­на – «Хи­роси­ма, моя лю­бовь» (1959, пр. Мкф в Кан­не), со­еди­нив­шая ме­то­до­ло­гию «но­во­го ро­ма­на» и ан­ти­во­ен­ный по­ли­тич. па­фос, – экс­пе­ри­мент, где те­ма па­мя­ти ста­ла не толь­ко ос­но­вой сю­же­та, но и точ­кой от­счё­та но­во­го эк­ран­но­го во­пло­ще­ния прин­ци­па об­раз­ной ко­ор­ди­на­ции, вы­ра­зив­ше­го­ся в слия­нии хро­но­ло­ги­че­ски раз­роз­нен­ных со­бы­тий в не­кий еди­ный про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной кон­ти­ну­ум. В сущ­но­сти, Р. до­би­вал­ся соз­да­ния ки­не­ма­то­гра­фич. мо­де­ли ра­бо­ты че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния. Ма­ни­фе­стом франц. «но­вой вол­ны» при­знан ф. «В про­шлом го­ду в Ма­ри­ен­ба­де» (1961, совм. с А. Роб-Грийе; пр. Мкф в Ве­не­ции), в ко­то­ром Р. про­дол­жил экс­пе­рим. по­ис­ки: раз­ру­шал тра­диц. ли­ней­ное по­строе­ние ин­три­ги, до­би­вал­ся ощу­ще­ния при­зрач­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го, вос­соз­да­вал еди­ное про­стран­ст­во внут­рен­не­го ми­ра че­ло­ве­ка, вклю­чаю­щее сон, вос­по­ми­на­ния. Эти сти­ле­вые осо­бен­но­сти ста­ли осн. чер­та­ми его твор­че­ст­ва, чья центр. те­ма – ис­сле­до­ва­ние че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния, его слож­но­сти, про­ти­во­ре­чи­во­сти, па­ра­док­саль­но­сти. Сре­ди др. филь­мов: «Мю­ри­эль, или Вре­мя воз­вра­ще­ния» (1963, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Вой­на окон­че­на» (1966), «Да­ле­ко от Вьет­на­ма» (1967), «Ста­ви­ский» (1974), «Про­ви­де­ние» (1977), «Мой аме­ри­кан­ский дя­дюш­ка» (1980, пр. Мкф в Кан­не), «Лю­бовь до смер­ти» (1984), «Ку­рить/не ку­рить» (1993, пр. Мкф в Бер­ли­не), «Серд­ца» (2006, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Ди­кие тра­вы» (2009), «Вы ещё ни­че­го не ви­де­ли» (2012), «Лю­бить, пить и петь» (2014, пр. Мкф в Бер­ли­не). Пр. Мкф в Бер­ли­не за вклад в ки­не­ма­то­граф (1998).

Лит.: Armes R. The cinema of A. Resnais. N. Y., 1968; Ward J. A. Resnais, or The Theme of time. L., 1968; Monaco J. A. Resnais: The role of imagination. N. Y., 1978; А. Ре­не. М., 1982; Prédal R. L’Itinéraire d’A. Resnais. P., 1996; Fleischer A. L’art d’A. Resnais. P., 1998; Re­gazzi J. Le roman dans le cinéma d’A. Resnais, retour à Providence. P., 2010; Walker-Morrison D. Le style cinématographique d’A. Resnais, de Hiroshima mon amour (1959) aux Herbes folles (2009). Lewiston, 2012.

Вернуться к началу