«НО́ВЫЙ РОМА́Н»
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«НО́ВЫЙ РОМА́Н» (франц. «nouveau roman»), течение во франц. прозе кон. 1940-х–1970-х гг. Приверженцы «Н. р.» провозгласили радикальный разрыв с традициями романа бальзаковского типа и, отказавшись от принципа жизнеподобия, фабулы, психологич. мотивировок и обрисовки характеров, обратились к описанию обособленных моментов душевных состояний человека и предметов внешнего мира, ставя своей целью беспристрастное воссоздание анонимной, безликой, но общезначимой «субстанции» существования.
На формирование «Н. р.» значит. влияние оказали творчество Ж. К. Гюисманса, М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки, В. В. Набокова, философия Ж. П. Сартра. Первым произведением, обозначившим программу «Н. р.», считается роман «Портрет неизвестного» Н. Саррот (1948), в предисловии к которому, написанному Сартром, было использовано определение «антироман». Термин «Н. р.» принадлежит критику Э. Анрио (1957). Теоретич. осмысление «Н. р.» получил в программных статьях «Эра подозрения» Саррот (1956), «В защиту нового романа» А. Роб-Грийе (1963), работах Ж. Рикарду «Проблемы нового романа» (1967), «К теории нового романа» (1971) и др. Среди наиболее известных представителей «Н. р.»: Саррот («Золотые плоды», 1963), К. Симон («История», 1967), М. Бютор, А. Роб-Грийе, М. Дюра, Р. Пенже.
Развитие «Н. р.» привело в кон. 1960-х гг. к возникновению «нового "Н. р."», в котором ещё более последовательно отстаивался принцип самодостаточности текстуальных экспериментов; его осн. теоретиком и практиком стал Ф. Соллерс. «Новый "Н. р."» строился на игре повторов, лейтмотивов и культурных ассоциаций, чередовании стилей и точек зрения; в нём возросла роль цитат и автореминисценций, активно применялся приём монтажа, существенным элементом текста стало полиграфич. оформление – шрифты, пробелы и др. Чтение уподоблялось «путешествию» (Ж. Рикарду), читатель сам волен был выбирать тот или иной «маршрут», выступая как соавтор книги, рождающейся именно в процессе её восприятия. Не создав ни одного значит. произведения, «новый "Н. р."» довольно быстро исчерпал себя.
«Н. р.» оказал заметное влияние на культуру 2-й пол. 20 в.: его приёмы проникли в массовую литературу, нашли воплощение в драматургии [пьесы «Сеть воздушных сообщений» М. Бютора (1962), «Беседа» К. Мориака (1964), «Молчание» (1964), «Ложь» (1966) Н. Саррот] и кинематографе: фильмы по сценариям М. Дюра («Хиросима – любовь моя», 1959) и А. Роб-Грийе («В прошлом году в Мариенбаде», 1961) реж. А. Рене.