ДЮМА́ АЛЕКСАНДР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮМА́ (Dumas) Александр (Дюма-отец) (24.7.1802, Виллер-Котре, деп-т Эн – 5.12.1870, Пюи, близ Дьепа), франц. писатель, драматург, журналист. Отец А. Дюма (Дюма-сына). Сын генерала-республиканца. В 1811–13 Д. учился в коллеже, в 1816 работал клерком в нотариальной конторе Виллер-Котре. В 1823 приехал в Париж, поступил на службу в секретариат герцога Орлеанского (будущего короля Луи Филиппа). Первый успех Д. принесли пьесы в духе романтизма «Генрих III и его двор» («Henry III et sa cour», 1829), «Антони» («Antony», 1831), «Нельская башня» («La tour de Nesles», 1832), «Кин» («Kean», 1836) и др., в постановках которых принимали участие крупнейшие актёры эпохи. Д. сблизился с В. Гюго, А. В. де Виньи, Э. Делакруа, Ж. де Нервалем. Предпринял путешествия по Швейцарии (1832), Италии (1835), Бельгии, Германии (1838). Наибольшую известность Д. принесли печатавшиеся изначально во франц. периодике историко-авантюрные романы, многие из которых составили циклы или серии [трилогия о мушкетёрах – «Три мушкетёра» («Les trois mousquetaires», 1844), «Двадцать лет спустя» («Vingt ans après», 1845), «Виконт де Бражелон» («Le vicomte de Bragelonne», 1848–50); трилогия о религ. войнах – «Королева Марго» («La reine Margot», 1845), «Графиня де Монсоро» («La dame de Monsoreau», 1846), «Сорок пять» («Les quarante-cinq», 1847–48); серия «Записки лекаря» – «Жозеф Бальзамо» («Joseph Balsamo», 1846), «Ожерелье королевы» («Le collier de la reine», 1849), «Анж Питу» («Ange Pitou», 1853), «Графиня де Шарни» («La comtesse de Charny», 1855); роман «Граф Монте-Кристо» («Le comte de Monte-Cristo», 1844–45)]; некоторые из них были переделаны Д. в пьесы. Среди др. сочинений – фантастич. новеллы и сказки, сюжеты которых были частично заимствованы Д. у Э. Т. А. Гофмана и Х. К. Андерсена или сочинены самим: сб-ки «Тысяча и один призрак» («Les mille et un fant ̂omes», 1849); «Сказки для больших и малых детей» («Les contes pour les grands et les petits enfants», 1860). Огромное худож. наследие Д. включает в общей сложности более 1000 произведений. Д. создал настоящую лит. мастерскую, привлекая к созданию своих произведений помощников (один из них, О. Маке, претендуя на авторство наиболее известных романов, в 1847 подал в суд, однако проиграл процесс, поскольку его роль ограничивалась сбором предварит. материала и наброском плана).
После неудачной попытки стать депутатом Нац. собрания и переворота 1851 Д., спасаясь не столько от политич. преследований, сколько от кредиторов, уехал в Бельгию, где начал работу над кн. «Мои мемуары» («Mes mémoires», т. 1–22, 1852–54). С июня 1858 по март 1859 Д. был в России [впечатления отразились в кн. «Путешествие по России» («Voyage en Russie», др. заглавие – «Из Парижа в Астрахань», «De Paris à Astrakan», 1858)]. В 1859 отправился в Италию, где познакомился с Дж. Гарибальди (1860), сопровождал его в походе на Сицилию, стал директором нац. музеев в Неаполе. В 1865 жил в Австрии, Венгрии, работал воен. корреспондентом парижских газет в период австро-прусской войны 1866 [роман «Прусский террор» («La terreur prussienne»), 1868], в 1866 вновь посетил Италию, в 1867 путешествовал по Германии. В 1869 Д. жил в Англии, где написал «Большой кулинарный словарь» («Le grand dictionnaire de cuisine», опубл. посм. в 1873). С 1870, уже больной, Д. жил в доме сына в Пюи, где и умер. 30.11.2002 прах Д. был торжественно перенесён в Пантеон. В 2005 обнаружен и опубликован последний, незавершённый роман Д. «Шевалье де Сент-Эрмин» («Le chevalier de Sainte-Hérmine», 1869–70, рус. пер. 2006) – последняя часть трилогии о Франц. революции и наполеоновской эпохе [1-я и 2-я части – «Белые и синие» («Les Blancs et les Bleus», 1867), «Соратники Иегу» («Les compagnons de Jéhu», 1857)]. В произведениях Д. динамичный сюжет и замысловатая интрига сочетаются с достоверным воссозданием быта, характеров людей разных эпох (от античности до современной Д. действительности): разрабатывая вымышленный сюжет, Д. тщательно изучал воспоминания, хроники и др. историч. свидетельства. Романы Д. входят в число самых издаваемых, переводимых и экранизируемых во всём мире, в т. ч. в России, где его творчество стало популярно уже в 1830-е гг., а переводы на рус. яз. появились в 1840-х гг.