ПОЛЕВО́Й НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛЕВО́Й Николай Алексеевич [22.6 (3.7).1796, Иркутск – 22.2(6.3).1846, С.-Петербург], рус. лит. критик, писатель, журналист, историк. Из купеч. семьи; брат К. А. Полевого. В 1820–36 жил в Москве. В 1825–34 издавал ж. «Московский телеграф». Сотрудничал в газ. «Северная пчела» (1837–38), журналах «Сын отечества» (1838–1840), «Русский вестник» (1841–1844); в «Литературной газете» (1846). С 1837 жил в С.-Петербурге.
Дебютировал в печати как поэт в 1817. Расцвет деятельности П.-критика связан с «Московским телеграфом» – первым отеч. журналом, имевшим постоянный библиографич. отдел. Провозгласив своей целью «беспристрастный надзор за отечественной литературой», П. вменил в обязанности критика «обличение невежества, похвалу уму и познаниям». Он стоял у истоков критики, соотносящей лит. произведение с эпохой его создания, нац. традициями и особенностями личности писателя (ст. «Песни и романсы А. Ф. Мерзлякова», 1831). Разработал оригинальную теорию романтизма как «истины и полноты» изображения жизни, «крайней степени познания сердца человеческого и тайн природы»; выступал против подражательности за подлинно самобытное проявление национального духа (ст. «О романах В. Гюго и вообще о новейших романах», 1832). П. первым заговорил о «русизме» и «русском духе», которые обнаружил в поэзии Г. Р. Державина (ст. «Сочинения Державина», 1832), и проследил их дальнейшее развитие в баснях И. А. Крылова, а также в лирике А. С. Пушкина, с творчеством которого связал появление истинно национальной рус. поэзии и начало нового романтич. периода в отеч. лит-ре (ст. «"Борис Годунов". Соч. Александра Пушкина», 1833).
Как прозаик начал публиковаться во 2-й пол. 1820-х гг.: «Святочные рассказы» (1826), «Симеон Кирдяпа. Русская быль XIV века» (1828); повести из нар. жизни «Мешок с золотом» (1829), «Рассказы русского солдата» (1833–34). В центре повестей «Блаженство безумия» (1833), «Живописец», «Эмма» (обе 1834) – трагич. столкновение мечты, таланта, любви с суровой реальностью. Наиболее значит. худож. сочинение П. – историч. роман «Клятва при Гробе Господнем. Русская быль XV века» (1832) из эпохи правления Василия II Васильевича Тёмного. К историч. темам обращался и в драматургии: «Дедушка русского флота» (1838), «Костромские леса» (1841; о подвиге Ивана Сусанина), «Елена Глинская» (1842), «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» (1845) и др. Среди произведений: роман «Аббаддонна» (1834), «Повесть о великой битве Бородинской» (1844); лит.-критич. статьи о В. А. Жуковском, Д. В. Веневитинове, М. Н. Загоскине, Н. В. Гоголе, Н. В. Кукольнике, А. Мицкевиче.
П. – автор «Истории русского народа» (т. 1–6, 1829–33, планировал в 12 томах изложить историю до 1829, довёл рассказ до 2-й пол. 16 в.), в которой подверг резкой критике «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина за отсутствие в ней «общего начала» всех событий рус. истории и народного духа, за описание только политич. истории, а также за назидание гражданам и государям. Среди историч. сочинений: «Малороссия, её обитатели и история» (1830), «Русская история для первоначального чтения» (т. 1–4, 1835–41), «История Петра Великого» (ч. 1–4, 1843), «История Наполеона» (т. 1–5, 1844–48, завершена К. А. Полевым), «Столетие России с 1745 до 1845 года, или Историческая картина достопамятных событий в России за сто лет» (ч. 1–2, 1845–46), «Обозрение русской истории до единодержавия Петра Великого» (1846) и др.
Отстаивал единство историч. процесса (в основе истории лежат «одинакие законы», проявляющиеся по-разному в зависимости от времени и места), непрерывное поступательное развитие человечества вверх по спирали, противоречивость прогресса, включающего периоды упадка и возрождения. Каждую из трёх эпох мировой истории – Древний мир, средние века и Новое время – рассматривал как более высокую ступень в развитии осн. элементов человеческого общества (философии, религии, политики, образования и др.). Выделил 3 фактора, влияющие на историч. процесс: природно-географический; дух мысли и характер народа; события в соседних государствах. Представлял мировую историю как борьбу Европы и Азии, последовательно вторгавшихся на территории друг друга (вторжения Азии в Европу – Великое переселение народов, завоевание турками Византии, а Европы в Азию – крестовые походы, т. н. наполеоновские войны). Считал русских «великим народом», «родным» Европе и Азии, соединившим в себе «воображение Востока с умом Запада и с твёрдостью северного характера», видел за ним будущее. Утверждал, что государство является высшей формой проявления народного духа. Гл. условием прочности и благосостояния государства полагал поддержку народа, из которого правители, как «из грубого материала», должны образовать «отдельные нравственные миры», способные к самостоят. действиям. Историю России разделил на 3 периода: историю рус. народа (от «вторжения» варягов до монголо-татарского нашествия), историю рус. царства (до Петра I) и историю Рос. империи (с Петра I). Отверг факт добровольного призвания варягов как «недостоверный и несообразный», отрицал существование Др.-рус. гос-ва. Оценивал Петра I как великого человека, «непостижимой силой воли и нечеловеческими трудами» догнавшего Европу. Пришёл к заключению, что реформы Петра I продолжили преобразования, начатые в 17 в., и сохранили самобытность культуры, дух и характер рус. народа.
Чл. Об-ва истории и древностей российских (избран в 1824, в нач. 1825 принят в торжеств. обстановке). Автор статей и речей на социально-экономич. темы («Речь о невещественном капитале...», 1828; «Речь о купеческом звании, и особенно в России», 1832).