Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОРВА́ЛЬ МАРИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 280

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева
М. Дорваль в роли Китти Белл («Чаттертон» А. де Виньи). Литография по рисунку А. Монье.

ДОРВА́ЛЬ (Dorval) Ма­ри (уро­ж­дён­ная Ма­ри То­ма Аме­ли Де­ло­не, Delaunay) (7.1.1798, Лорь­ян – 20.5.1849, Па­риж), франц. ак­три­са. Из по­томств. ак­тёр­ской се­мьи; на сце­не с 8 лет. В 1818 де­бю­ти­ро­ва­ла в круп­ней­шем из «те­ат­ров буль­ва­ров» – «Порт-Сен-Мар­тен» (Па­риж). Гром­ко зая­ви­ла о се­бе уже в пер­вых ро­лях, а в 1827, по­сле ис­пол­не­ния ро­ли Ама­лии («Три­дцать лет, или Жизнь иг­ро­ка» В. Дю­кан­жа), бы­ла при­зна­на «пер­вой ак­три­сой буль­ва­ров». Творч. ин­ди­ви­ду­аль­ность Д. фор­ми­ро­ва­лась под влия­ни­ем ак­тё­ров-ро­ман­ти­ков – П. Бо­ка­жа и Фре­де­ри­ка-Ле­мет­ра. Ис­крен­ность, вдох­но­вен­ная эмо­цио­наль­ность, глу­бо­кое про­ник­но­ве­ние в об­раз про­сла­ви­ли Д. в ме­ло­дра­ме и при­влек­ли к ней вни­ма­ние ав­то­ров ро­ман­тич. дра­мы 1-й пол. 19 в. – А. Дю­ма-от­ца (Аде­ли д’Эрве – «Ан­то­ни») и В. Гю­го (Ма­ри­он – «Ма­ри­он Де­лорм»). В 1834 Гю­го и А. де Ви­ньи по­мог­ли Д. по­сту­пить в па­риж­ский те­атр «Ко­ме­ди Фран­сез», где она сыг­ра­ла свои луч­шие ро­ли – Кит­ти Белл («Чат­тер­тон» де Ви­ньи) и Ка­та­ри­ну («Анд­же­ло» Гю­го). Ос­та­вив те­атр «Ко­ме­ди Фран­сез», в ко­то­ром пре­неб­ре­жи­тель­но от­не­слись к «звез­де буль­ва­ров», в 1836–37 и с 1842 Д. иг­ра­ла в те­ат­ре «Оде­он» (в 1838–39 – в те­ат­ре «Жим­наз») в Па­ри­же. В 1840-х гг. вы­сту­па­ла в клас­сич. ре­пер­туа­ре (Фед­ра, Ан­дро­ма­ха – «Фед­ра», «Ан­дро­ма­ха» Ж. Ра­си­на).

Соч.: Sand G. – Dorval M.: correspondance inédite. P., 1953.

Лит.: Nozière F. Madame Dorval. P., 1930; Фин­кель­штейн Е. Л. М. Дор­валь // За­пис­ки Ле­нин­град­ско­го те­ат­раль­но­го ин­сти­ту­та. Л.; М., 1941. Вып. 1; Gaylor A. M. Dorval, grande­ur et misère d’une actrice romantique. P., 1989.

Вернуться к началу