Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ТЕА́ТРЫ БУЛЬВА́РОВ»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 745

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева

«ТЕА́ТРЫ БУЛЬВА́РОВ» (Théâtres des bou­le­vards), об­щее на­зва­ние те­ат­ров, воз­ни­кав­ших на буль­ва­рах Па­ри­жа в сер. 18 – кон. 19 вв. («Ге­те», 1759; «Ам­би­гю ко­мик», 1769; «Фю­нам­бюль», 1816, и др.). Их по­яв­ле­ние свя­за­но с рас­цве­том яр­ма­роч­но­го те­ат­ра, ко­то­рый в 18 в. со­став­лял кон­ку­рен­цию гос. те­ат­рам («Ко­ме­ди Фран­сез», Па­риж­ской опе­ре и др.). По­пу­ляр­ность яр­ма­роч­ных пред­став­ле­ний, в ко­то­рых сме­ши­ва­лись фар­со­вые сю­же­ты и пан­то­ми­ма, пе­ние и ар­ле­ки­на­да, па­ро­дия и сдоб­рен­ные нар. эро­тиз­мом ли­рич. мо­но­ло­ги, бы­ла столь вы­со­ка, что на ок­раи­нах Па­ри­жа при строи­тель­ст­ве Боль­ших буль­ва­ров на­ча­ли от­кры­вать те­ат­ры, не по­лу­чав­шие средств из каз­ны и жив­шие толь­ко за счёт зри­телей, пол­но­стью ори­ен­ти­ру­ясь на его не­взы­ска­тель­ный вкус. Ак­тё­ры яр­ма­роч­ных те­ат­ров пе­ре­би­ра­лись на сце­ны буль­ва­ров, пе­ре­но­ся с со­бой тип яр­ко­го син­те­тич. зре­ли­ща. Бур­ный рост «Т. б.» пе­ре­жи­ва­ли в 1790-е гг., ко­гда Ве­ли­кая франц. ре­во­лю­ция при­ня­ла дек­рет об от­ме­не те­ат­раль­ной мо­но­по­лии. Урав­нен­ные в пра­вах с гос. те­ат­ра­ми «Т. б.» пред­став­ля­ли со­бой тип те­ат­раль­ной ан­тре­при­зы, ак­тив­но и жи­во реа­ги­рую­щей на пе­ре­ме­ны в об­ще­ст­ве. В эти го­ды на сце­нах «Т. б.» на­чал фор­ми­ро­вать­ся жанр ме­ло­дра­мы, в 19 в. за­хва­тив­ший не толь­ко фран­цуз­скую, но и ев­роп. сце­ну. Раз­ви­тие буль­вар­ных те­ат­ров ста­ло ча­стью про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния мас­со­вой куль­ту­ры. Спек­так­ли боль­шин­ст­ва «Т. б.» пред­став­ля­ли со­бой да­лё­кое от ху­дож. об­раз­цов зре­ли­ще с на­ив­ны­ми сю­же­та­ми и пат­рио­тич. ло­зун­га­ми, ме­няю­щи­ми­ся вслед за по­ли­тич. си­туа­ци­ей. Боль­шин­ст­во те­ат­ров за­кры­ва­лось, не вы­дер­жи­вая фи­нан­со­вой кон­ку­рен­ции. Вы­жи­ва­ли луч­шие. Сре­ди них – «Порт-Сен-Мар­тен» (1814), чьё ме­сто­по­ло­же­ние со­еди­ня­ло эле­гант­ную пуб­ли­ку цен­тра с про­сто­лю­ди­на­ми буль­ва­ров. На сце­не «Порт-Сен-Мар­тен» рас­крыл­ся дра­ма­тур­гич. та­лант А. Дю­ма (от­ца), а позд­нее В. Гю­го, А. де Ви­ньи и др. Воз­ник­ший в 1820 те­атр «Жим­наз» стал пер­вой и гл. пло­щад­кой для дра­ма­тур­гич. опу­сов Э. Скри­ба. В «Т. б.» пе­ре­жи­ва­ли рас­цвет во­де­виль, а позд­нее опе­рет­та. С 1872 в те­ат­ре «Ре­нес­санс» с ог­ром­ным ус­пехом шли про­из­ве­де­ния Ж. Оф­фен­ба­ха, Ш. Ле­ко­ка, Э. М. Ла­би­ша, Ж. Фей­до. На сце­нах «Т. б.» раз­ви­лись ак­тёр­ские да­ро­ва­ния Ж. Де­бю­ро, М. Дор­валь, П. Бо­ка­жа, Фре­де­рик-Ле­мет­ра. В 19 в. не­удов­ле­тво­рён­ные карь­е­рой ак­тё­ры гос. те­ат­ров (напр., С. Бер­нар) ухо­ди­ли в «Т. б.». На под­мо­ст­ках буль­вар­ных те­ат­ров фор­ми­ро­ва­лись ху­дож. ин­ди­ви­ду­аль­но­сти мн. ак­тё­ров и ре­жис­сё­ров 20 в. Со 2-й пол. 19 в. по­ня­тие «буль­вар­ный те­атр» ста­ло ка­че­ст­вен­ной ха­рак­те­ри­сти­кой низ­ко­проб­но­го зре­ли­ща, ори­ен­ти­ро­ван­но­го в осн. на ком­мерч. ус­пех.

Лит.: Albert M. Les théâtres des boulevards: 1789–1848. P., 1902; Дейч А. И. Крас­ные и чер­ные: Ак­те­ры в эпо­ху Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. М., 1939; Кар­ская Т. Я. Фран­цуз­ский яр­ма­роч­ный те­атр. М.; Л., 1948; Мокуль­ский С. С. Ис­то­рия за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го те­ат­ра. 2-е изд. СПб., 2011. Ч. 1–2.

Вернуться к началу