«ТЕА́ТРЫ БУЛЬВА́РОВ»
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ТЕА́ТРЫ БУЛЬВА́РОВ» (Théâtres des boulevards), общее название театров, возникавших на бульварах Парижа в сер. 18 – кон. 19 вв. («Гете», 1759; «Амбигю комик», 1769; «Фюнамбюль», 1816, и др.). Их появление связано с расцветом ярмарочного театра, который в 18 в. составлял конкуренцию гос. театрам («Комеди Франсез», Парижской опере и др.). Популярность ярмарочных представлений, в которых смешивались фарсовые сюжеты и пантомима, пение и арлекинада, пародия и сдобренные нар. эротизмом лирич. монологи, была столь высока, что на окраинах Парижа при строительстве Больших бульваров начали открывать театры, не получавшие средств из казны и жившие только за счёт зрителей, полностью ориентируясь на его невзыскательный вкус. Актёры ярмарочных театров перебирались на сцены бульваров, перенося с собой тип яркого синтетич. зрелища. Бурный рост «Т. б.» переживали в 1790-е гг., когда Великая франц. революция приняла декрет об отмене театральной монополии. Уравненные в правах с гос. театрами «Т. б.» представляли собой тип театральной антрепризы, активно и живо реагирующей на перемены в обществе. В эти годы на сценах «Т. б.» начал формироваться жанр мелодрамы, в 19 в. захвативший не только французскую, но и европ. сцену. Развитие бульварных театров стало частью процесса формирования массовой культуры. Спектакли большинства «Т. б.» представляли собой далёкое от худож. образцов зрелище с наивными сюжетами и патриотич. лозунгами, меняющимися вслед за политич. ситуацией. Большинство театров закрывалось, не выдерживая финансовой конкуренции. Выживали лучшие. Среди них – «Порт-Сен-Мартен» (1814), чьё местоположение соединяло элегантную публику центра с простолюдинами бульваров. На сцене «Порт-Сен-Мартен» раскрылся драматургич. талант А. Дюма (отца), а позднее В. Гюго, А. де Виньи и др. Возникший в 1820 театр «Жимназ» стал первой и гл. площадкой для драматургич. опусов Э. Скриба. В «Т. б.» переживали расцвет водевиль, а позднее оперетта. С 1872 в театре «Ренессанс» с огромным успехом шли произведения Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока, Э. М. Лабиша, Ж. Фейдо. На сценах «Т. б.» развились актёрские дарования Ж. Дебюро, М. Дорваль, П. Бокажа, Фредерик-Леметра. В 19 в. неудовлетворённые карьерой актёры гос. театров (напр., С. Бернар) уходили в «Т. б.». На подмостках бульварных театров формировались худож. индивидуальности мн. актёров и режиссёров 20 в. Со 2-й пол. 19 в. понятие «бульварный театр» стало качественной характеристикой низкопробного зрелища, ориентированного в осн. на коммерч. успех.