ВОЛО́ДИН АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЛО́ДИН (наст. фам. Лифшиц) Александр Моисеевич (10.2.1919, Минск – 17.12.2001, С.-Петербург), рус. драматург, сценарист, прозаик, поэт. Окончил сценарный ф-т ВГИКа (1949). Первая книга – «Рассказы» (1954); к прозе (автобиографич. заметки, абсурдистские монологи и др.) обращался на протяжении всего творч. пути: «Оптимистические записки» (1967), «Записки нетрезвого человека» (1991), «Записки закомплексованного» (1992), «Попытка покаяния» (1998) и др. Наибольшую известность получил как автор пьес и сценариев, многие из которых стали классикой рос. театра и кино. Обращаясь к обыденной жизни неприметных людей, нередко идущих на компромиссы, пасующих перед жестокостью мира, В. прослеживает способность человека к внутр. развитию, отказу от ложных идеалов, выбору самостоят. пути. В ситуациях совр. жизни В. находил проявление вневременных нравственных законов и ценностей, отсюда тяготение его драматургии к притчевости. В. – мастер лирич. драмы («Фабричная девчонка», 1956, пост. в 1957; «Пять вечеров», созд. и пост. в 1959, фильм Н. С. Михалкова, 1979; «Старшая сестра», 1961, пост. в 1962, фильм Г. Г. Натансона, 1967; «Звонят, откройте дверь», 1965, фильм А. Н. Митты, 1966; «Дочки-матери», 1974, фильм С. А. Герасимова, 1975, и др.) с психологич. подтекстом, преобладанием внутр. конфликта, значит. степенью авторского присутствия в тексте (развёрнутые ремарки, поэтич. фрагменты). Работал также в жанре гротескной комедии («Назначение», 1963, пост. в 1966), трагикомич. антиутопии («Кастручча», 1968, пост. в 1988); использовал сказочные модели (сценарии «Происшествие, которого никто не заметил», 1967, фильм 1968 в постановке В.; «Загадочный индус», созд. и пост. в 1966); создавал сценические притчи на историч. и совр. материале («Выхухоль», 1966, пост. в 1984; «Ящерица», 1969, пост. в 1984; «Две стрелы», 1967, пост. в 1980, фильм А. И. Суриковой, 1989; «Мать Иисуса», 1970, пост. в 1988; «Дульсинея Тобосская», 1969, пост. в 1975, фильм С. С. Дружининой, 1980; «С любимыми не расставайтесь», созд. и пост. в 1972, фильм П. О. Арсенова, 1980). Сплав комедии и драмы, затрагивающей экзистенциальные темы вины, ответственности, смысла жизни, – в сценарии «Осенний марафон» (1979, фильм Г. Н. Данелии, 1979; Гос. пр. РСФСР, 1981).