СЮ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЮ (Sue) Эжен (26.1.1804, Париж – 3.8.1857, Анси, герцогство Савойя, ныне деп-т Верхняя Савойя), франц. писатель. Родился в семье хирурга. Получил мед. образование; работал помощником хирурга в госпиталях Парижа, Тулона и др., судовым врачом. В 1840-е гг. увлёкся идеями социализма; деп. Законодат. собрания Франции (1850). При установлении режима Второй империи эмигрировал (1851), обосновался в Савойе.
С. – один из основоположников массовой литературы. Среди ранних лит. опытов 1820-х гг. – очерки, памфлеты, водевили; первый рассказ – «Кернок-пират» («Kernock le pirate», 1830, рус. пер. 1833). «Морская» тема продолжена в романах «Плик и Плок» («Plik et Plok», 1831, рус. пер. 1832), «Атар-Гюль» («Atar Gull», 1831; сокр. рус. пер. И. А. Гончарова, 1832) и др., насыщенных демонич. героями, похищениями, убийствами. Историч. романы С. – в духе произведений В. Скотта: «Латреомон» («Latréaumont», 1837), «Жан Кавалье» («Jean Cavalier», 1840) и др. В «социальных» романах С. обращается к описанию жизни и нравов разл. слоёв общества: «Матильда, или Записки молодой женщины» («Mathilde, ou Memoires d’une jeune femme», 1941, рус. пер. 1846–47), «Паула Монти» («Paula Monti», 1842, рус. пер. 1846–47), «Мартин-найдёныш» («Martin, l’enfant trouvé», 1847, рус. пер. 1847), романный цикл «Семь смертных грехов» («Les sept péchés capitaux», 7 романов; 1847–52, рус. пер. 1875–76) и др. Большой успех снискали романы-фельетоны (т. е. публиковавшиеся длительное время по частям в периодич. изданиях), отличавшиеся увлекательностью интриги, мелодраматич. пафосом и сочувственным изображением представителей социального «дна»: «Парижские тайны» («Les mystères de Paris», 1842–43, рус. пер. 1844, многочисл. экранизации, в т. ч. реж. А. Юнебеля, 1962), «Вечный жид» («Le juif errant», 1844–45; полный рус. пер. под назв. «Агасфер», 1933–36), «Тайны народа» («Les mysteres du peuple», 1849–57; сокр. рус. пер. 1898). В России прозу С. переводили с нач. 1830-х гг.; воздействие творчества С. ярко проявилось в романе «Петербургские трущобы» В. В. Крестовского.