Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЮ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Т. Пахсарьян

СЮ (Sue) Эжен (26.1.1804, Па­риж – 3.8.1857, Ан­си, гер­цог­ст­во Са­войя, ны­не деп-т Верх­няя Са­войя), франц. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье хи­рур­га. По­лу­чил мед. об­ра­зо­ва­ние; ра­бо­тал по­мощ­ни­ком хи­рур­га в гос­пи­та­лях Па­ри­жа, Ту­ло­на и др., су­до­вым вра­чом. В 1840-е гг. ув­лёк­ся идея­ми со­циа­лиз­ма; деп. За­ко­но­дат. со­б­ра­ния Фран­ции (1850). При ус­та­нов­ле­нии ре­жи­ма Вто­рой им­пе­рии эмиг­ри­ро­вал (1851), обос­но­вал­ся в Са­войе.

С. – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков мас­со­вой ли­те­ра­ту­ры. Сре­ди ран­них лит. опы­тов 1820-х гг. – очер­ки, пам­фле­ты, во­де­ви­ли; пер­вый рас­сказ – «Кер­нок-пи­рат» («Kernock le pirate», 1830, рус. пер. 1833). «Мор­ская» те­ма про­дол­же­на в ро­ма­нах «Плик и Плок» («Plik et Plok», 1831, рус. пер. 1832), «Атар-Гюль» («Atar Gull», 1831; сокр. рус. пер. И. А. Гон­ча­ро­ва, 1832) и др., на­сы­щен­ных де­мо­нич. ге­роя­ми, по­хи­ще­ния­ми, убий­ст­ва­ми. Ис­то­рич. ро­ма­ны С. – в ду­хе про­из­ве­де­ний В. Скот­та: «Лат­ре­о­мон» («Latréaumont», 1837), «Жан Ка­ва­лье» («Jean Cavalier», 1840) и др. В «со­ци­аль­ных» ро­ма­нах С. об­ра­ща­ет­ся к опи­са­нию жиз­ни и нра­вов разл. сло­ёв об­ще­ст­ва: «Ма­тиль­да, или За­пис­ки мо­ло­дой жен­щи­ны» («Mathilde, ou Memoires d’une jeune femme», 1941, рус. пер. 1846–47), «Пау­ла Мон­ти» («Paula Monti», 1842, рус. пер. 1846–47), «Мар­тин-най­дё­ныш» («Martin, l’enfant trou­vé», 1847, рус. пер. 1847), ро­ман­ный цикл «Семь смерт­ных гре­хов» («Les sept péchés capitaux», 7 ро­ма­нов; 1847–52, рус. пер. 1875–76) и др. Боль­шой ус­пех сни­ска­ли ро­ма­ны-фель­е­то­ны (т. е. пуб­ли­ко­вав­шие­ся дли­тель­ное вре­мя по час­тям в пе­рио­дич. из­да­ни­ях), от­ли­чав­шие­ся ув­ле­ка­тель­но­стью ин­три­ги, ме­ло­дра­ма­тич. па­фо­сом и со­чув­ст­вен­ным изо­бра­же­ни­ем пред­ста­ви­те­лей со­ци­аль­но­го «дна»: «Па­риж­ские тай­ны» («Les mystères de Paris», 1842–43, рус. пер. 1844, мно­го­числ. эк­ра­ни­за­ции, в т. ч. реж. А. Юне­бе­ля, 1962), «Веч­ный жид» («Le juif errant», 1844–45; пол­ный рус. пер. под назв. «Ага­сфер», 1933–36), «Тай­ны на­ро­да» («Les mysteres du peuple», 1849–57; сокр. рус. пер. 1898). В Рос­сии про­зу С. пе­ре­во­ди­ли с нач. 1830-х гг.; воз­дей­ст­вие твор­че­ст­ва С. яр­ко про­яви­лось в ро­ма­не «Пе­тер­бург­ские тру­що­бы» В. В. Кре­стов­ско­го.

Соч.: Les mystères de Paris. P., 1989; Па­риж­ские тай­ны: В 2 кн. М., 1993.

Лит.: Bory J.-L. E. Sue. P., 2000; Че­ка­лов К. А. Жан­ро­вый по­иск ран­не­го Э. Сю (ру­беж 1830–1840-х го­дов) // Фран­цуз­ская ли­те­ра­ту­ра 30–40-х го­дов XIX ве­ка: «Вто­рая про­за». М., 2006.

Вернуться к началу