Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«БУ́РЯ И НА́ТИСК»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 392

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Махов

«БУ́РЯ И НА́ТИСК» (нем. «Sturm und Drang»), лит. дви­же­ние в Гер­ма­нии 1770–80-х гг. На­зва­ние по­лу­чи­ло от од­но­им. пье­сы Ф. М. Клин­ге­ра (1776). В дви­же­нии уча­ст­во­ва­ли И. В. Гё­те, Ф. Шил­лер, И. Г. Гер­дер, Г. А. Бюр­гер, Г. Л. Ваг­нер, И. Я. В. Хейн­зе, Г. В. фон Гер­стен­берг, Ф. М. Клин­гер, Я. М. Р. Ленц, К. Ф. Мо­риц и др.; его ма­ни­фе­стом стал из­дан­ный Гё­те и Гер­де­ром сб. «О не­мец­ком ха­рак­те­ре и ис­кус­ст­ве» (1773). Клас­си­ци­стич. ра­цио­на­лиз­му пи­са­те­ли «Б. и н.» про­ти­вопос­та­ви­ли прин­цип сво­бод­но­го твор­че­ст­ва, не стес­нён­но­го пра­ви­ла­ми, а фео­даль­ной со­слов­ной мо­ра­ли – иде­ал не­за­ви­си­мой лич­но­сти, от­вер­гаю­щей «не­ес­те­ст­вен­ные» об­ществ. ус­та­нов­ле­ния. Цен­траль­ные по­ня­тия «Б. и н.» – при­ро­да, по­ня­тая как сре­до­то­чие ми­ро­вых жиз­нен­ных сил, и ге­ний, со­еди­няю­щий в се­бе все­мир­ную творч. энер­гию и пол­ную внутр. рас­кре­по­щён­ность. Ха­рак­терен ин­те­рес к де­мо­нич. ге­ро­ям, к лю­дям, стоя­щим вне об­ще­ст­ва (раз­бой­ни­ки в од­но­им. пье­се Шил­ле­ра, 1781; бла­го­род­ный аван­тю­рист в ро­ма­не «Ар­дин­гел­ло и бла­жен­ные ост­ро­ва» И. Я. В. Хейн­зе, 1787, и др.); к Про­ме­тею и Фау­сту как ге­ни­аль­ным силь­ным лич­но­стям, чув­ст­вую­щим «узость гра­ниц все­го че­ло­ве­че­ско­го» (Клин­гер). В твор­че­ст­ве пи­са­те­лей «Б. и н.» до­ми­ни­ро­вала дра­ма­тур­гия («Гёц фон Бер­ли­хинген» И. В. Гё­те, 1773, «Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра, 1784, и др.), тео­рия ко­то­рой раз­ра­бо­та­на Лен­цем в «За­ме­ча­ни­ях о те­ат­ре» (1774): три клас­сич. един­ст­ва за­ме­ня­лись един­ст­вом глав­но­го ге­роя, от дей­ст­вия тре­бо­ва­лись бы­ст­ро­та, стре­мит. че­ре­до­ва­ние сцен и т. п. Для про­зы ха­рак­тер­на ав­то­био­гра­фич­ность, уг­луб­лён­ный пси­хо­ло­гизм (ро­ман «Стра­да­ния мо­ло­до­го Вер­те­ра» Гё­те, 1774, и др.). По­эзия «Б. и н.», во­пло­щаю­щая идеи Гер­де­ра и И. Г. Га­ма­на о ли­ри­ке как из­на­чаль­ном «ма­терин­ском» язы­ке че­ло­ве­че­ст­ва, стре­ми­лась к бе­зы­скус­но­сти и не­по­сред­ст­вен­но­сти («Зе­зен­гейм­ские пес­ни» Гё­те, 1771, и др.). Дви­же­ние «Б. и н.» да­ло мощ­ный им­пульс раз­ви­тию ро­ман­тиз­ма в Гер­ма­нии.

Лит.: Korff H. A. Geist der Goethezeit. 11. Aufl. Darmstadt, 1979. Tl 1: Sturm und Drang; Huyssen A. Drama des Sturm und Drang. Münch., 1980; Duncan B. Lovers, parricides, and highwaymen: aspects of Sturm und Drang drama. Rochester, 1999; Karthaus U. Sturm und Drang: Epoche – Werke – Wirkung. Münch., 2000.

Вернуться к началу