«БУ́РЯ И НА́ТИСК»
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«БУ́РЯ И НА́ТИСК» (нем. «Sturm und Drang»), лит. движение в Германии 1770–80-х гг. Название получило от одноим. пьесы Ф. М. Клингера (1776). В движении участвовали И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Г. Гердер, Г. А. Бюргер, Г. Л. Вагнер, И. Я. В. Хейнзе, Г. В. фон Герстенберг, Ф. М. Клингер, Я. М. Р. Ленц, К. Ф. Мориц и др.; его манифестом стал изданный Гёте и Гердером сб. «О немецком характере и искусстве» (1773). Классицистич. рационализму писатели «Б. и н.» противопоставили принцип свободного творчества, не стеснённого правилами, а феодальной сословной морали – идеал независимой личности, отвергающей «неестественные» обществ. установления. Центральные понятия «Б. и н.» – природа, понятая как средоточие мировых жизненных сил, и гений, соединяющий в себе всемирную творч. энергию и полную внутр. раскрепощённость. Характерен интерес к демонич. героям, к людям, стоящим вне общества (разбойники в одноим. пьесе Шиллера, 1781; благородный авантюрист в романе «Ардингелло и блаженные острова» И. Я. В. Хейнзе, 1787, и др.); к Прометею и Фаусту как гениальным сильным личностям, чувствующим «узость границ всего человеческого» (Клингер). В творчестве писателей «Б. и н.» доминировала драматургия («Гёц фон Берлихинген» И. В. Гёте, 1773, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1784, и др.), теория которой разработана Ленцем в «Замечаниях о театре» (1774): три классич. единства заменялись единством главного героя, от действия требовались быстрота, стремит. чередование сцен и т. п. Для прозы характерна автобиографичность, углублённый психологизм (роман «Страдания молодого Вертера» Гёте, 1774, и др.). Поэзия «Б. и н.», воплощающая идеи Гердера и И. Г. Гамана о лирике как изначальном «материнском» языке человечества, стремилась к безыскусности и непосредственности («Зезенгеймские песни» Гёте, 1771, и др.). Движение «Б. и н.» дало мощный импульс развитию романтизма в Германии.