ГРИ́ЛЬПА́РЦЕР ФРАНЦ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИ́ЛЬПА́РЦЕР (Grillparzer) Франц (Серафикус) (15.1.1791, Вена – 21.1.1872, там же), австр. писатель, чл. Венской АН (1847). Родился в семье адвоката. Изучал философию и право в Венском университете (1804–11). С 1815 чиновник в Судебной палате, с 1832 директор Придворного архива. С 1856 в отставке. По своим убеждениям был приверженцем просвещённой монархии, Революцию 1848 встретил неодобрительно. В 1861 избран членом Палаты господ. Признание Г.-драматургу принесла трагедия «Праматерь» («Die Ahnfrau», 1817, рус. пер. 1885; пер. А. А. Блока – 1908), тема которой – извечная власть иррациональных сил над человеческой судьбой – сближает её с жанром романтич. «трагедии рока». Расходившийся по своим эстетич. взглядам с романтиками, Г. считал необходимым для драматургии и лирич. поэзии соблюдение строгой классицистической правильности формы как воплощения мировой упорядоченности. В духе веймарского классицизма выдержаны трагедия Г. «Сафо» («Sappho», 1819, рус. пер. 1895) и драматич. трилогия «Золотое руно» [(«Das goldene Vlies», 1822) – «Гостеприимец» («Der Gastfreund»), «Аргонавты» («Die Argonauten»), «Медея» («Medea»)], раскрывающие борьбу страсти и долга в человеческой душе. Проблеме власти посвящены трагедии Г. «Величие и падение короля Оттокара» («König Ottokars Glück und Ende», 1825), «Раздор в доме Габсбургов» («Ein Bruderzwist in Habsburg», изд. 1872), «Либуша» («Libussa», 1844, изд. 1873, рус. пер. 1919). В них, а также в драмах «Верный слуга своего господина» («Ein treuer Diener seines Herrn», 1828), «Жизнь есть сон» («Der Traum ein Leben», 1831; сюжет частично заимствован у П. Кальдерона де ла Барки и Вольтера), «Еврейка из Толедо» («Die Jüdin von Toledo», 1855, изд. 1873, рус. пер. 1914) Г. обращается к худож. приёмам барокко. Трагедию «Волны моря и любви» («Des Meers und der Liebe Wellen», 1831, рус. пер. 1912) сам Г. определил как «романтическую или, скорее, общечеловеческую трактовку античной фабулы». После провала единственной комедии «Горе лжецу» («Weh dem, der lügt», 1837, рус. пер. 1923) Г. отказался ставить свои пьесы на сцене. Г. – aвтор лирич. миниатюр и циклов, эпиграмм, стихотворений на тему искусства: «Гёте» («Goethe»), «Бетховен» («Beethoven»), «Клара Вик и Бетховен» («Clara Wieck und Beethoven»), «Ко дню Моцарта» («Zu Mozarts Feier»), «Лист» («Liszt»); роли личности в истории посвящено стихотворение «Наполеон» («Napoleon»), политич. событиям – стих. «К Радецкому» («An Radezky»). Среди прозаич. произведений Г. – романтич. новелла «Монастырь в Сендомире» («Der Kloster bei Sendomir», 1828), новелла «Бедный музыкант» («Der arme Spielmann», 1848), которая может быть причислена к бидермайеру, а также «Автобиография» («Selbstbiographie», 1853, рус. пер. 2005). Автор либретто к опере К. Крейцера «Мелузина» (1823, пост. в 1833).