БИ́ДЕРМАЙЕР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БИ́ДЕРМАЙЕР, бидермейер (нем. Biedermaier, Biedermeier), совокупность стилистич. тенденций в иск-ве и лит-ре немецкоязычных стран в период приблизительно с 1815 (образование Священного союза) до буржуазных революций 1848–1849. Назв. происходит от фамилии карикатурного персонажа – ограниченного и самодовольного поэта-филистера, «швабского школьного учителя Готлиба Бидермайера» (нем. bieder – простодушный), вымышленного Л. Айхродтом и А. Кусмаулем в 1850-е гг. К 1900 понятие «Б.» стало использоваться для определения стиля удобной и практичной мебели, а также моды, архитектуры, прикладного иск-ва, чуть позже – живописи периода с 1815 по 1848; во 2-й пол. 1920-х гг. оно было распространено на лит-ру (нем. учёным П. Клукхоном и др.), а затем (в 1970-е гг., в работах Ф. Зенгле об «эпохе Б.») – и на всю культуру этого времени.
Политич. реакция и застой, крушение надежд на социальные преобразования и связанные с этим разочарование, меланхолия и «мировая скорбь», пришедшие на смену эмоциональному подъёму периода освободит. антинаполеоновских войн, определили осн. особенности иск-ва и лит-ры эпохи Б. Характерны уход от обществ. проблем современности в сферу частного существования (семейный очаг и узкий круг друзей), погружение в мир собств. чувств, природы или истории, внимание к малому во всём – от примет родной местности до тончайших нюансов душевных движений. На приземлённо-бытовой уровень сводятся присущие романтизму высокие устремления: вместо неземной любви – любовь семейная, вместо бурных страстей – повседневные чувства, вместо титанической личности – обыкновенный человек, жизнь которого подчинена единому с природой закону; культивируются скромность запросов, покорность судьбе, самоограничение, соблюдение меры во всём. Задача иск-ва Б. – гармонизировать отношения человека с окружающим миром; его наиболее яркая примета – идиллизм.
В изобразит. иск-ве Б. (Ф. Г. Вальдмюллер, Ф. Крюгер, Л. Рихтер, М. фон Швинд, К. Шпицвег) возобладали бытовые сценки, трактованные обычно идиллически, реже – иронически; др. сюжеты (напр., историч.) часто обретали камерно-жанровый вид. Характерен небольшой формат, тщательная отделка фактуры, интерес к детали. Произведения прикладного иск-ва (в частности, мебель мастеров из семьи Данхаузеров в Австрии) воплощали идеал скромного изящества, образцом которого служили гостиные, уютно обставленные разл. декоративными аксессуарами и безделушками, украшенные мелкофигурными картинками. С годами этот идеал размеренной гармонии (оппозиционной к монументальной парадности больших стилей) стал универсальным, распространившись не только в бюргерских домах, но и в жилых покоях дворцов.
Лит-ра Б. отличается стилистич. неоднородностью: элементы позднего романтизма соседствуют здесь с классицистич. формами, зарождающийся реализм – со стилями Просвещения. Поэзия тяготеет к безыскусной непосредственности, фольклорным имитациям, идиллич. мотивам (у Э. Мёрике, А. фон Дросте-Хюльсхофф); циклизации (лирич. циклы В. Мюллера). Прозаич. жанры представлены новеллой, сказкой, историч. и социально-бытовыми романами (А. Штифтер, И. Готхельф, В. Алексис); драматургия – историч. драмой (Ф. Грильпарцер) и нар. комедией (Ф. Раймунд и Й. Н. Нестрой). Характерным явлением времени стал т. н. тривиальный Б. – поток уютно-беспроблемной и филистерски-простодушной беллетристики и поэзии, хлынувший со страниц сборников, альманахов и журналов для семейного чтения.
К Б. иногда относят также творчество некоторых нем. и австр. композиторов 1-й пол. – сер. 19 в.: А. Лорцинга, О. Николаи, Ф. фон Флотова и др.
В 1980-е гг. наметилась тенденция распространять понятие «Б.» на некоторые худож. явления за пределами немецкоязычных стран: так, его веяния усматривают в живописи У. С. Маунта и Дж. К. Бингема (США); в работах А. Г. Венецианова и венециановцев, В. А. Тропинина, С. К. Зарянко, И. Т. Хруцкого и др.; в европ. литературах 2-й трети 19 в., в частности в рус. поэзии 1850-х гг.