ВЕНЕЦИА́НОВЦЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕНЕЦИА́НОВЦЫ (венециановская школа), группа рос. художников 2-й четв. 19 в. – живописцев и графиков, частным образом учившихся у А. Г. Венецианова в С.-Петербурге и дер. Сафонково Тверской губ. В основе методики Венецианова – постепенное освоение живописи с натуры по правилам прямой перспективы, от натюрморта и интерьера до портрета и жанровой сцены. Осн. учебным заданием и моделью картины любого жанра служил интерьер: работая над ним, художник решал проблемы организации пространства, размещения в нём фигур и предметов, освещения, единства световоздушной среды. Венецианов успешно использовал принцип т. н. ланкастерских школ взаимного обучения: учебные работы В., выполненные под рук. учителя или наиболее успевающих учеников, становились полноценными произведениями иск-ва. Развитие натюрморта, интерьера, интимного портрета, нац. пейзажа и бытового жанра, крестьянской темы в рус. иск-ве – во многом заслуга венециановской школы. К ней принадлежали ок. 70 художников, в осн. выходцев из беднейших слоёв податных сословий: А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, К. А. Зеленцов, Е. Ф. Крендовский, Н. С. Крылов, Л. К. Плахов, Ф. М. Славянский, А. В. Тыранов, А. Ф. Чернышёв и др.; среди них наиболее оригинальны Г. В. Сорока и С. К. Зарянко. Лучшие произведения В., сохраняя признаки наивного иск-ва, выделяются утончённостью колорита и светотеневых отношений, любовно-созерцательным отношением к миру. Часть В. под влиянием К. П. Брюллова перешла к псевдоклассич. сюжетам, используя поверхностные эффекты салонно-академич. живописи (Г. К. Михайлов, А. Н. Мокрицкий, А. В. Тыранов и др.). В целом иск-во В., близкое бидермайеру, способствовало развитию натурализма и реализма в рус. искусстве.