Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКОЛА́И ОТТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 743-744

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НИКОЛА́И (Nicolai) От­то (Карл От­то Эрен­фрид) (9.6.1810, Кё­нигс­берг – 11.5.1849, Бер­лин), нем. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­вец, чл. Бер­лин­ской ко­ро­лев­ской ака­де­мии ис­кусств (1849, посм.), Бер­лин­ской пев­че­ской ака­де­мии. В дет­ст­ве обу­чал­ся иг­ре на фп. С 1827 за­ни­мал­ся в Бер­ли­не у К. Ф. Цель­те­ра и в 1828–30 – в Ко­ро­лев­ском ин-те му­зы­ки у Б. Клей­на. В 1834–36 ор­га­нист церк­ви прус. по­соль­ст­ва в Ри­ме; со­вер­шен­ст­во­вал­ся по ком­по­зи­ции у Дж. Баи­ни. В 1837–38 ди­ри­жёр вен­ско­го «Керн­т­нер­тор­теа­тер». В 1838–41 сно­ва жил в Ри­ме, где на­пи­сал итал. опе­ры «Ген­рих II» (пер­во­на­чаль­но – «Ро­за­мун­да Анг­лий­ская», 1839, Три­ест), «Хра­мов­ник» (по В. Скот­ту, 1840, Ту­рин), «Гил­дипп и Одо­ард» (по Т. Тас­со, 1840, Ге­нуя), «Из­гнан­ник» («Il Proscritto», 1841, Ми­лан; 2-я ред. на нем. яз. под назв. «Воз­вра­ще­ние ссыль­но­го» – «Die Heimkehr des Vorbannten», 1844, Ве­на). В 1841–47 при­двор­ный ка­пель­мей­стер в Ве­не. В 1842 Н. ор­га­ни­зо­вал фи­лар­мо­нич. кон­цер­ты, став пер­вым ру­ко­во­ди­те­лем Вен­ско­го фи­лар­мо­ни­че­ско­го ор­ке­ст­ра. С 1847 ди­ри­жёр Ко­ро­лев­ской опе­ры и ру­ко­во­ди­тель со­бор­но­го хо­ра в Бер­ли­не. Твор­че­ст­во Н. раз­ви­ва­лось в рус­ле тра­ди­ций итал. опе­ры-се­риа, опе­ры-буф­фа и нем. зин­гш­пи­ля, сти­ля би­дер­май­ер и уме­рен­но­го ро­ман­тиз­ма. Об­ра­зец ран­не­ро­ман­тич. ко­мич. опе­ры – его «Винд­зор­ские про­каз­ни­цы» («Винд­зор­ские ку­муш­ки» – «Die lustigen Wei­ber von Windsor», 1849, Бер­лин) по У. Шек­спи­ру, при­нёс­шие ком­по­зи­то­ру по­смерт­ную сла­ву. Ав­тор 2 сим­фо­ний (1831, 1835), кон­цер­та для фп. с ор­ке­ст­ром, увер­тю­ры, кан­та­ты, ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лей, фп. пьес и хо­ров, в т. ч. ду­хов­но­го со­дер­жа­ния (Te Deum, Salve Re­gina, мо­те­ты, псал­мы и др.).

Соч.: Tagebücher nebst Biographischen Ergän­zun­gen / Hrsg. von B. Schröder. Lpz., 1892; Mu­sikalische Aufsätze. Regensburg, 1914; Briefe an seinen Vater. Regensburg, 1924; Tage­bü­cher. Regensburg, 1937.

Лит.: Mendel H. O. Nicolai. Eine Biographie. 2 Aufl. В., 1868; Kruse G. R. O. Nicolai. В., 1911; Dürr K.-F. Opern nach literarischen Vor­lagen: Shakespeares «The merry wives of Win­dsor» in den Vertonungen von Mosenthal-Nicolai… Stuttg., 1979; Konrad U. O. Nicolai: Studien zu Leben und Werk. Baden-Baden, 1986; idem. Zwischen Zelter und Palestrina, Beethoven und Bellini: Anpassung und Eigen­ständigkeit im Schaffen des Komponisten O. Ni­colai // Deutsche Musik in Ost- und Südo­st­europa. Köln, 1997.

Вернуться к началу