ЛО́РЦИНГ АЛЬБЕРТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́РЦИНГ (Lortzing) Альберт (Густав Альберт) (23.10.1801, Берлин – 21.1.1851, там же), нем. композитор, либреттист, дирижёр, певец (тенор), актёр. Из семьи актёров. С детства обучался игре на фп. и скрипке, затем самостоятельно освоил виолончель; муз. теории и композиции учился у К. Ф. Рунгенхагена в Берлине. С 12 лет участвовал в спектаклях как чтец, актёр, певец и артист оркестра. С 1820 исполнял роли героев-любовников, лирич. и буффонные оперные партии, сочинял музыку к спектаклям. С 1826 чл. тайной масонской ложи «К постоянству и согласию» (Ахен; связь с масонами сохранял всю жизнь). В 1828 в Мюнстере исполнены его оратория «Вознесение Христа» и зингшпиль «Али-паша из Янины, или Французы в Албании». В 1829 в Детмольде выступил как автор музыки и блистательный исполнитель роли Дон Жуана в драме «Дон Жуан и Фауст» К. Д. Граббе. Расцвет творчества Л. связан с Лейпцигом (1833–45 и 1849–50), где он с успехом выступал как актёр (в австр. «народных» пьесах Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя) и композитор. Здесь написаны лучшие среди его комич. опер – «Царь и плотник, или Два Петра» (1837, Лейпциг; Л. выступил в роли Петра I; в 1907 поставлена в С.-Петербурге), «Ганс Сакс» (1840), «Браконьер, или Голос природы» (1842; обе поставлены в Лейпциге). В 1844 в Лейпцигской опере состоялся дирижёрский дебют Л. («Дон Жуан» В. А. Моцарта). В 1845 в Магдебурге поставлена его волшебно-романтич. опера «Ундина» (по одноим. повести Ф. де ла Мотт Фуке). В 1846–48 Л. – дирижёр в венском «Театер ан дер Вин», где поставил свою оперу «Оружейник» (1846). Участник Революции 1848–49 в Вене, написал неск. революц. песен и хоров, а также «оперу свободы» «Регина» (поставлена с цензурными искажениями в 1899 в Берлине; премьера авторского варианта – 1998, Гельзенкирхен). В 1849 в Лейпциге Л. поставил одну из последних своих опер «Оруженосцы Роланда, или Счастье, которого мы так ждали» – сказочную трагикомедию о крушении надежд на демократич. изменения в обществе (премьера без цензурных правок – 2005, Фрайберг). С 1850 гл. дирижёр «Фридрих-Вильгельм-Штедтишес-театер» в Берлине (ныне Нем. театр).
Л. – представитель романтизма, оказал большое влияние на развитие нем. комич. оперы (т. н. шпильопера – нем. Spieloper). Сохранилось ок. 30 муз.-сценич. сочинений Л., для большинства из них он сам написал либретто. Фольклорные мотивы и элементы фантастики в сочинениях Л. соединены с социальной критикой и злободневной направленностью. Целостность муз. драматургии, энергичное развитие действия в операх Л. высоко ценил Г. Малер.