Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛО́РЦИНГ АЛЬБЕРТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 54

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

ЛО́РЦИНГ (Lortzing) Аль­берт (Гус­тав Аль­берт) (23.10.1801, Бер­лин – 21.1.1851, там же), нем. ком­по­зи­тор, либ­рет­тист, ди­ри­жёр, пе­вец (те­нор), ак­тёр. Из се­мьи ак­тё­ров. С дет­ст­ва обу­чал­ся иг­ре на фп. и скрип­ке, за­тем са­мо­стоя­тель­но ос­во­ил вио­лон­чель; муз. тео­рии и ком­по­зи­ции учил­ся у К. Ф. Рун­ген­ха­ге­на в Бер­ли­не. С 12 лет уча­ст­во­вал в спек­так­лях как чтец, ак­тёр, пе­вец и ар­тист ор­ке­ст­ра. С 1820 ис­пол­нял ро­ли ге­ро­ев-лю­бов­ни­ков, ли­рич. и буф­фон­ные опер­ные пар­тии, со­чи­нял му­зы­ку к спек­так­лям. С 1826 чл. тай­ной ма­сон­ской ло­жи «К по­сто­ян­ст­ву и со­гла­сию» (Ахен; связь с ма­со­на­ми со­хра­нял всю жизнь). В 1828 в Мюн­сте­ре ис­пол­не­ны его ора­то­рия «Воз­не­се­ние Хри­ста» и зин­гш­пиль «Али-па­ша из Яни­ны, или Фран­цу­зы в Ал­ба­нии». В 1829 в Дет­моль­де вы­сту­пил как ав­тор му­зы­ки и бли­ста­тель­ный исполнитель ро­ли Дон Жуа­на в дра­ме «Дон Жу­ан и Фа­уст» К. Д. Граб­бе. Рас­цвет твор­че­ст­ва Л. свя­зан с Лейп­ци­гом (1833–45 и 1849–50), где он с ус­пе­хом вы­сту­пал как ак­тёр (в австр. «на­род­ных» пье­сах Ф. Рай­мун­да и И. Н. Не­строя) и ком­по­зи­тор. Здесь на­пи­са­ны луч­шие сре­ди его ко­мич. опер – «Царь и плот­ник, или Два Пет­ра» (1837, Лейп­циг; Л. вы­сту­пил в ро­ли Пет­ра I; в 1907 по­став­ле­на в С.-Пе­тер­бур­ге), «Ганс Сакс» (1840), «Бра­конь­ер, или Го­лос при­ро­ды» (1842; обе по­став­ле­ны в Лейп­ци­ге). В 1844 в Лейп­циг­ской опе­ре со­сто­ял­ся ди­ри­жёр­ский де­бют Л. («Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та). В 1845 в Ма­где­бур­ге по­став­ле­на его вол­шеб­но-ро­ман­тич. опе­ра «Ун­ди­на» (по од­но­им. по­вес­ти Ф. де ла Мотт Фу­ке). В 1846–48 Л. – ди­ри­жёр в вен­ском «Теа­тер ан дер Вин», где по­ста­вил свою опе­ру «Ору­жей­ник» (1846). Уча­ст­ник Ре­во­лю­ции 1848–49 в Ве­не, на­пи­сал неск. ре­во­люц. пе­сен и хо­ров, а так­же «опе­ру сво­бо­ды» «Ре­ги­на» (по­став­ле­на с цен­зур­ны­ми ис­ка­же­ния­ми в 1899 в Бер­ли­не; пре­мье­ра ав­тор­ско­го ва­ри­ан­та – 1998, Гель­зен­кир­хен). В 1849 в Лейп­ци­ге Л. по­ста­вил од­ну из по­след­них сво­их опер «Ору­же­нос­цы Ро­лан­да, или Сча­стье, ко­то­ро­го мы так жда­ли» – ска­зоч­ную тра­ги­ко­ме­дию о кру­ше­нии на­дежд на де­мо­кра­тич. из­ме­не­ния в об­ще­ст­ве (пре­мье­ра без цен­зур­ных пра­вок – 2005, Фрай­берг). С 1850 гл. ди­ри­жёр «Фрид­рих-Виль­гельм-Штед­ти­шес-теа­тер» в Бер­ли­не (ны­не Нем. те­атр).

Л. – пред­ста­ви­тель ро­ман­тиз­ма, ока­зал боль­шое влия­ние на раз­ви­тие нем. ко­мич. опе­ры (т. н. шпиль­о­пе­ра – нем. Spiel­oper). Со­хра­ни­лось ок. 30 муз.-сце­нич. со­чи­не­ний Л., для боль­шин­ст­ва из них он сам на­пи­сал либ­рет­то. Фольк­лор­ные мо­ти­вы и эле­мен­ты фан­та­сти­ки в со­чи­не­ни­ях Л. со­еди­не­ны с со­ци­аль­ной кри­ти­кой и зло­бо­днев­ной на­прав­лен­но­стью. Це­ло­ст­ность муз. дра­ма­тур­гии, энер­гич­ное раз­ви­тие дей­ст­вия в опе­рах Л. вы­со­ко це­нил Г. Ма­лер.

Соч.: Sämtliche Briefe / Hrsg. I. Capelle. Kas­sel; N. Y., 1995.

Лит.: Worbs H. Ch. A. Lortzing in Selbstzeug­ni­s­sen und Bilddokumenten. Reinbek bei Ham­burg, 1980; Schirmag H. A. Lortzing: ein Le­bens- und Zeitbild. B., 1982; idem. A. Lor­tzing. Glanz und Elend eines Künstlerlebens. B., 1995; Ca­pelle I. Chronologisch-the­ma­ti­sches Verzeich­nis der Wer­ke von G. A. Lortzing (LoWV). Köln, 1994; Fischer P. Vormärz und Zeitbürgertum: G. A. Lortzings Operntexte. Stuttg., 1997; Lo­de­mann J. Lortzing. Leben und Werk des dich­ten­den, komponierenden und singenden Pub­li­kum­slieblings, Familien­va­ters und komisch tra­gi­schen Spielopernwelt­meisters aus Berlin. Gött., 2000; idem. Oper, o reiner Unsinn: A. Lortzing, Opern­ma­cher. Freiberg, 2005; A. Lortzing und die Kon­ver­sationsoper in der ersten Hälfte des 19. Jahr­hunderts / Hrsg. von I. Capelle. Münch., 2004.

Вернуться к началу