Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ЙМАРСКИЙ КЛАССИЦИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 705

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ВЕ́ЙМАРСКИЙ КЛАССИЦИ́ЗМ, Вей­мар­ская клас­си­ка (нем. Weimarer Klassik), на­прав­ле­ние в нем. ли­те­ра­ту­ре, свя­зан­ное с твор­че­ст­вом И. В. Гё­те и Ф. Шил­ле­ра. Ис­то­рия В. к., за­вер­шив­ше­го эпо­ху нем. Про­све­ще­ния, на­чи­на­ет­ся с пу­те­ше­ст­вия Гё­те в Ита­лию (1786–88) и пе­ре­ез­да Шил­ле­ра в Вей­мар (1787), а окан­чи­ва­ет­ся смер­тью Шил­ле­ра в 1805. Наи­бо­лее пло­до­тво­рен пе­ри­од со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти Гё­те и Шил­ле­ра в Вей­ма­ре (1794–1805). В. к. был ори­ен­ти­ро­ван на идеа­ли­зи­ро­ван­ный (сло­жив­ший­ся в зна­чит. сте­пе­ни под влия­ни­ем кн. «Ис­то­рия ис­кус­ст­ва древ­но­сти» И. И. Вин­кель­ма­на, 1764) об­раз ан­тич­но­сти: эс­те­тич. нор­му В. к. ус­мат­ри­вал в за­вер­шён­но­сти, со­раз­мер­но­сти и бла­го­род­ной про­сто­те, при­су­щих ан­тич­ной клас­си­ке, а за­да­чу иск-ва – в вос­пи­та­нии гар­мо­нич­ной и сво­бод­ной, но в то же вре­мя спо­соб­ной к ра­зум­но­му са­мо­ог­ра­ни­че­нию лич­но­сти («Пись­ма об эс­те­ти­че­ском вос­пи­та­нии че­ло­века» Шил­ле­ра, 1793–95, и др.). Про­грам­ма В. к. на­шла ху­дож. вы­ра­же­ние в тра­ге­дии «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» (1787) и эпо­се «Гер­ман и До­ро­тея» (1797) Гё­те, в дра­ма­тур­гич. три­ло­гии «Вал­лен­штейн» (1800) Шил­ле­ра, и др.

Лит.: Tümmler H. Das klassische Weimar und das große Zeitgeschehen. Köln, 1975; Еро­хин А. В. Дра­ма­тур­гия Вей­мар­ской клас­си­ки. Ижевск, 1996; Borchmeyer D. Weimarer Klas­sik: Porträt einer Epoche. Weinheim, 1998.

Вернуться к началу