Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́РДА АЛЕКСАНДР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 237

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Утилов
Кадр из фильма «Леди Гамильтон». Режиссёр А. Корда. 1941.

КО́РДА (Korda) Алек­сандр (наст. имя и фам. Шан­дор Лас­ло Кель­нер, Kellner) (16.9.1893, Пус­та­тур­по­сто, Ав­ст­ро-Венг­рия – 23.1.1956, Лон­дон), венг. и англ. ре­жис­сёр, про­дю­сер. Сын управ­ляю­ще­го бо­га­тым по­ме­сть­ем, школь­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в про­вин­ции, за­тем пе­ре­ехал в Бу­да­пешт. В ки­но с 1912: из­да­вал ки­но­жур­на­лы «Pesti mozi» (1912–13), «Mozi» (1913–15), «Mozihét» (1915–19). В 1917 ос­но­вал в Бу­да­пеш­те ки­но­фир­му «Corvin». Как ре­жис­сёр в 1910-х гг. по­ста­вил бо­лее 50 филь­мов («Зон­тик свя­то­го Пет­ра», 1917, и др.). В 1919 ко­мис­сар ки­но Венг. сов. рес­пуб­ли­ки. По­сле при­хо­да к вла­сти М. Хор­ти эмиг­ри­ро­вал в Ве­ну. Ос­но­вал фир­мы «Corda Film Consortium» (Ве­на, 1920–22), «Kor­da-Films» (Бер­лин, 1923). С 1927 в Гол­ли­ву­де. В нач. 1930-х гг. ра­бо­тал в Бер­лине, Па­ри­же, Лон­до­не. Соз­дан­ные К. ком­па­нии «London Films» (1932) и «Ale­xander Korda Productions» (1939) кон­ку­ри­ро­ва­ли с Гол­ли­ву­дом бла­го­да­ря рес­пек­та­бель­но­сти и вы­со­ко­му ху­дож. уров­ню ки­но­про­дук­ции разл. жан­ров. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось т. н. ко­ло­ни­аль­ным филь­мам, по­ве­ст­во­вав­шим об ухо­дя­щей им­пе­рии и пред­став­ляв­шим миф о мис­сии бе­ло­го че­ло­ве­ка в ро­ман­тич. клю­че (в ду­хе Р. Ки­п­лин­га). По­сле ме­ж­ду­нар. ус­пе­ха ф. «Ча­ст­ная жизнь Ген­ри­ха VIII» (1933, К. – ре­жис­сёр и про­дю­сер) ос­но­вал близ Лон­до­на ком­па­нию «Denham Studios», где под его ру­ко­во­дством но­вое по­ко­ле­ние англ. ре­жис­сё­ров и ак­тёров на­чи­на­ло свой творч. путь в со­труд­ни­че­ст­ве с мас­те­ра­ми ми­ро­во­го ки­но – Р. Кле­ром, Ж. Фей­де­ром, Дж. фон Штерн­бер­гом. В ра­бо­те К.-ре­жис­сё­ра пре­ва­ли­ро­ва­ли кос­тюм­но-ис­то­рич. филь­мы («Ча­ст­ная жизнь Дон Жуа­на», 1934; «Рем­брандт», 1936). В 1940–43 К. ра­бо­тал в Гол­ли­ву­де. Один из луч­ших филь­мов это­го пе­рио­да – «Ле­ди Га­миль­тон» (1941, К. – ре­жис­сёр и про­дю­сер) с уча­сти­ем В. Ли и Л. Оли­вье. В 1946 воз­родил не функ­цио­ни­ро­вав­шую в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны ком­па­нию «London Films» под назв. «London Film». В ка­че­ст­ве про­дю­се­ра в Ве­ли­ко­бри­та­нии вы­пус­тил ряд клю­чевых для по­сле­во­ен­но­го пе­рио­да кар­тин, в т. ч. свою по­след­нюю ре­жис­сёр­скую ра­бо­ту – эк­ра­ни­за­цию пье­сы «Иде­аль­ный муж» О. Уай­ль­да (1947) – гимн Вик­то­ри­ан­ской эпо­хе. В 1947 К. ос­но­вал Брит. ки­но­ака­де­мию, его име­нем на­зва­на еже­год­ная пре­мия за луч­ший брит. фильм. Возведён в ры­цар­ское достоинство (1942). Со­труд­ни­ка­ми К. на про­тяже­нии мн. лет бы­ли его бра­тья – ре­жис­сёр З. Кор­да (1895–1961) и худ. В. Кор­да (1896–1979).

Лит.: Tabori P. A. Korda. L., 1959; Ути­лов В. Ре­жис­се­ры анг­лий­ско­го ки­но // Ки­но Ве­ли­ко­бри­та­нии. М., 1970; Kulik K. A. Korda: the man who could work miracles. L., 1975; Kor­da M. Charmed lives: a family romance. N. Y., 1979; Stockham M. The Korda collection: A. Kor­da’s film classics. L., 2002.

Вернуться к началу