Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЛОДЕКЛАМА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 684

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ш.

МЕЛОДЕКЛАМА́ЦИЯ (от ме­ло… и лат. de­clamatio – торжественная речь, уп­раж­нение в красноречии), ху­дож. дек­ла­ма­ция с муз. со­про­во­ж­де­ни­ем, а так­же про­из­ве­де­ния, по­стро­ен­ные на по­доб­ном прин­ци­пе. В 18 в. М. при­ме­ня­лась в жан­ре муз.-дра­ма­тич. ме­ло­дра­мы. Прин­цип М. (в т. ч. с фик­са­ци­ей рит­ма дек­ла­ма­ции и/или ин­то­на­ци­он­ной ли­нии го­ло­са ак­тё­ра по­сред­ст­вом осо­бых зна­ков) ис­поль­зо­ва­ли в 19–20 вв. в раз­ных жан­рах и сти­ле­вых ус­ло­ви­ях ком­по­зи­то­ры К. М. фон Ве­бер (му­зы­ка к дра­ме «Прецио­за» П. А. Воль­фа, 1820; опе­ра «Воль­ный стре­лок», 1821), А. Шён­берг («Лун­ный Пье­ро» для го­ло­са с ин­ст­ру­мен­таль­ным ан­самб­лем, 1912; кан­та­та «Уце­лев­ший из Вар­ша­вы», 1947), А. Берг (опе­ра «Воц­цек», 1921; у Шён­бер­га и Бер­га тех­ни­ка М. по­лу­чи­ла назв. Sprech­gesang, Sprechs­timme – «ре­че­вое пе­ние»), А. Онег­гер (ора­то­рия «Жан­на д’Арк на ко­ст­ре», 1935), П. Бу­лез, Л. Но­но и др.

В 19 в. сло­жил­ся са­мо­сто­ят. кон­церт­ный жанр, ос­но­ван­ный на приё­ме М. (ина­че на­зы­вае­мый кон­церт­ной ме­ло­дра­мой); чте­ние лит. тек­ста (как пра­ви­ло, бал­лад­но­го ха­рак­те­ра) про­ис­хо­ди­ло в нём под ак­ком­па­не­мент фп., ре­же – ор­ке­ст­ра. Ран­ние об­раз­цы кон­церт­ной М. при­над­ле­жат нем. ком­по­зи­то­ру И. Р. Цум­ште­гу («Ве­сен­нее тор­же­ст­во» для чте­ца с ор­ке­ст­ром, на текст оды Ф. Клоп­штока, 1777). Позд­нее М. соз­да­ва­ли Ф. Шу­берт, Ф. Лист, Р. Штра­ус и др. В Рос­сии кон­церт­ная М. при­об­ре­ла по­пу­ляр­ность с 1870-х гг. К это­му жан­ру об­ра­ща­лись Г. А. Ли­шин, Е. Б. Виль­бу­ше­вич, позд­нее – А. С. Арен­ский (на «Сти­хо­тво­ре­ния в про­зе» И. С. Тур­ге­не­ва, 1903), А. А. Спен­диа­ров (мо­но­лог Со­ни из пье­сы «Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хо­ва, 1910).

Вернуться к началу