МЕЛОДЕКЛАМА́ЦИЯ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЛОДЕКЛАМА́ЦИЯ (от мело… и лат. declamatio – торжественная речь, упражнение в красноречии), худож. декламация с муз. сопровождением, а также произведения, построенные на подобном принципе. В 18 в. М. применялась в жанре муз.-драматич. мелодрамы. Принцип М. (в т. ч. с фиксацией ритма декламации и/или интонационной линии голоса актёра посредством особых знаков) использовали в 19–20 вв. в разных жанрах и стилевых условиях композиторы К. М. фон Вебер (музыка к драме «Прециоза» П. А. Вольфа, 1820; опера «Вольный стрелок», 1821), А. Шёнберг («Лунный Пьеро» для голоса с инструментальным ансамблем, 1912; кантата «Уцелевший из Варшавы», 1947), А. Берг (опера «Воццек», 1921; у Шёнберга и Берга техника М. получила назв. Sprechgesang, Sprechstimme – «речевое пение»), А. Онеггер (оратория «Жанна д’Арк на костре», 1935), П. Булез, Л. Ноно и др.
В 19 в. сложился самостоят. концертный жанр, основанный на приёме М. (иначе называемый концертной мелодрамой); чтение лит. текста (как правило, балладного характера) происходило в нём под аккомпанемент фп., реже – оркестра. Ранние образцы концертной М. принадлежат нем. композитору И. Р. Цумштегу («Весеннее торжество» для чтеца с оркестром, на текст оды Ф. Клопштока, 1777). Позднее М. создавали Ф. Шуберт, Ф. Лист, Р. Штраус и др. В России концертная М. приобрела популярность с 1870-х гг. К этому жанру обращались Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич, позднее – А. С. Аренский (на «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева, 1903), А. А. Спендиаров (монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1910).