КЛО́ПШТОК ФРИДРИХ ГОТЛИБ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛО́ПШТОК (Klopstock) Фридрих Готлиб (2.7.1724, Кведлинбург – 14.3.1803, Гамбург), нем. поэт. Изучал богословие и филологию в Йене и Лейпциге (1745–1748). В 1751–70 жил в Копенгагене, после 1770 – в Гамбурге. В 1748 опубликовал три первые песни религ. эпич. поэмы в гексаметрах «Мессиада» («Messias», Tl 1–4, 1748–73; рус. прозаич. пер. А. М. Кутузова, 1785–87; стихотв. пер. С. И. Писарева, 1868), созданной под воздействием эпоса Дж. Мильтона, а также лит. теорий И. Я. Бодмера и И. Я. Брейтингера. Рассказывая историю спасения человеческого рода, К. в целом следует идеям пиетизма; некоторые темы трактованы в духе «чувствительности» (образ демона Аббадоны, который раскаивается в своём падении, проливает потоки покаянных слёз и получает прощение). Поэма отличается лиризмом, вниманием к внутр. жизни и переживаниям героев. Сочетание патетики и чувствительности характерно и для лирики К.: сб-ки «Духовные стихотворения» («Geistliche Lieder», Tl 1–2, 1758–69), «Оды и элегии» («Oden und Elegien», 1771), «Оды» («Oden», 1771). К. принадлежат также трагедии на библейские сюжеты: «Смерть Адама» («Der Tod Adams», 1757, рус. пер. 1807), «Соломон» («Salomo», 1764) и «Давид» («David», 1772); драматич. трилогия о древних германцах: «Битва Германа» («Hermanns Schlacht», 1769), «Герман и князья» («Hermann und die Fürsten», 1784) и «Смерть Германа» («Hermanns Tod», 1787).
Свои мечты о возрождении нем. словесности К. изложил в незаконченном соч. «Немецкая республика учёных» («Die deutsche Gelehrtenrepublik», 1774). В работах по поэтике [«Мысли о природе поэзии» («Gedanken über die Natur der Poesie», 1759), «О языке поэзии» («Von der Sprache der Poesie», 1760), «Об изображении» («Von der Darstellung», 1779) и др.] К. ратует за свободу поэтич. творчества от правил, обосновывает право поэта на выражение собств. чувств, рассуждает о возрождении метров античной лирики.
К. обогатил нем. поэзию гексаметром, сложными стихотв. нерифмованными размерами и вольными ритмами, новыми формами. Эмоциональный, возвышенный, усложнённый стиль К. оказал большое влияние на нем. поэзию 19–20 вв.; его творчество способствовало формированию движения «Буря и натиск». В России к творчеству К. обращались В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер.