Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛО́ПШТОК ФРИДРИХ ГОТЛИБ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 310

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Ерохин

КЛО́ПШТОК (Klopstock) Фрид­рих Гот­либ (2.7.1724, Квед­лин­бург – 14.3.1803, Гам­бург), нем. по­эт. Изу­чал бо­го­сло­вие и фи­ло­ло­гию в Йе­не и Лейп­ци­ге (1745–1748). В 1751–70 жил в Ко­пен­га­ге­не, по­сле 1770 – в Гам­бур­ге. В 1748 опуб­ли­ко­вал три пер­вые пес­ни ре­лиг. эпич. по­эмы в гек­са­мет­рах «Мес­сиа­да» («Mes­sias», Tl 1–4, 1748–73; рус. про­за­ич. пер. А. М. Ку­ту­зо­ва, 1785–87; сти­хотв. пер. С. И. Пи­са­ре­ва, 1868), соз­дан­ной под воз­дей­ст­ви­ем эпо­са Дж. Миль­то­на, а так­же лит. тео­рий И. Я. Бод­ме­ра и И. Я. Брей­тин­ге­ра. Рас­ска­зы­вая ис­то­рию спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го ро­да, К. в це­лом сле­ду­ет иде­ям пие­тиз­ма; не­ко­то­рые те­мы трак­то­ва­ны в ду­хе «чув­ст­ви­тель­но­сти» (об­раз де­мо­на Аб­ба­до­ны, ко­то­рый рас­каи­ва­ет­ся в сво­ём па­де­нии, про­ли­ва­ет по­то­ки по­ка­ян­ных слёз и по­лу­ча­ет про­ще­ние). По­эма от­ли­ча­ет­ся ли­риз­мом, вни­ма­ни­ем к внутр. жиз­ни и пе­ре­жи­ва­ни­ям ге­ро­ев. Со­че­та­ние па­те­ти­ки и чув­ст­ви­тель­но­сти ха­рак­тер­но и для ли­ри­ки К.: сб-ки «Ду­хов­ные сти­хо­тво­ре­ния» («Geistliche Lieder», Tl 1–2, 1758–69), «Оды и эле­гии» («Oden und Elegien», 1771), «Оды» («Oden», 1771). К. при­над­ле­жат так­же тра­ге­дии на биб­лей­ские сю­же­ты: «Смерть Ада­ма» («Der Tod Adams», 1757, рус. пер. 1807), «Со­ло­мон» («Sa­lo­mo», 1764) и «Да­вид» («Da­vid», 1772); дра­ма­тич. три­ло­гия о древ­них гер­ман­цах: «Бит­ва Гер­ма­на» («Her­manns Schlacht», 1769), «Гер­ман и кня­зья» («Hermann und die Fürsten», 1784) и «Смерть Гер­ма­на» («Hermanns Tod», 1787).

Свои меч­ты о воз­ро­ж­де­нии нем. сло­вес­но­сти К. из­ло­жил в не­за­кон­чен­ном соч. «Не­мец­кая рес­пуб­ли­ка учё­ных» («Die deutsche Gelehrtenrepublik», 1774). В ра­бо­тах по по­эти­ке [«Мыс­ли о при­ро­де по­эзии» («Gedanken über die Na­tur der Poesie», 1759), «О язы­ке по­эзии» («Von der Sprache der Poesie», 1760), «Об изобра­же­нии» («Von der Dar­stel­lung», 1779) и др.] К. ра­ту­ет за сво­бо­ду по­этич. твор­че­ст­ва от пра­вил, обос­но­вы­ва­ет пра­во по­эта на вы­ра­же­ние собств. чувств, рас­су­ж­да­ет о воз­ро­ж­де­нии мет­ров ан­тич­ной ли­ри­ки.

К. обо­га­тил нем. по­эзию гек­са­мет­ром, слож­ны­ми сти­хотв. не­риф­мо­ван­ны­ми раз­ме­ра­ми и воль­ны­ми рит­ма­ми, но­вы­ми фор­ма­ми. Эмо­цио­наль­ный, воз­вы­шен­ный, ус­лож­нён­ный стиль К. ока­зал боль­шое влия­ние на нем. по­эзию 19–20 вв.; его твор­че­ст­во спо­соб­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию дви­же­ния «Бу­ря и на­тиск». В Рос­сии к твор­че­ст­ву К. об­ра­ща­лись В. А. Жу­ков­ский, А. А. Дель­виг, В. К. Кю­хель­бе­кер.

Соч.: Не­мец­кие по­эты в био­гра­фи­ях и об­раз­цах / Сост., ред. Н. В. Гер­бель. СПб., 1877. С. 68–73; Werke und Briefe / Hrsg. E. Höp­ker-Herberg u. a. B.; N. Y., 1974–2007–.

Лит.: Schneider K. L. Klopstock und die Er­neue­rung der deutschen Dichtersprache im 18. Jh. 2. Aufl. Hdlb., 1965; Zimmermann H. Frei­heit und Geschichte. F. G. Klopstock als his­torischer Dichter und Denker. 2. Aufl. Hdlb., 1987; Kohl K. F. G. Klopstock. Stuttg.; Wei­mar, 2000; Burkhardt G., Nicolai H. Klopstock-Bib­liographie. B.; N. Y., 1975.

Вернуться к началу