ПРАГМА́ТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРАГМА́ТИКА (от греч. πρᾶγμα, род. п. πράγματος – дело, действие), область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование знаков языковых в речи.
Термин «П.» введён в кон. 1930-х гг. Ч. У. Моррисом как название одного из разделов семиотики, которую он разделил на семантику, изучающую отношение знаков к объектам, синтактику – раздел о межзнаковых отношениях и П., исследующую отношение к знакам говорящих. Выделение и формирование П. в качестве области лингвистич. исследований, стимулированное идеями Ч. С. Пирса, началось на рубеже 1960–1970-х гг. под влиянием логико-филос. теорий речевых актов Дж. Остина, Дж. Сёрла, З. Вендлера (США) и др. (см. Речевой акт, Речь), прагматич. теорий значения П. Грайса (Великобритания, США) и прагматич. теорий референции Л. Линского (США), Сёрла, П. Стросона и др.
В лингвистич. П. включаются вопросы, связанные с говорящим субъектом, адресатом, с их взаимодействием в коммуникации, с ситуацией общения.
В связи с субъектом речи изучаются: явные и скрытые цели высказывания – «иллокутивные силы», по Дж. Остину (напр., сообщение некоторой информации или мнения, вопрос, приказ, просьба, совет, обещание, извинение, приветствие, жалоба); речевая тактика и типы речевого поведения; правила разговора, подчинённые т. н. принципу сотрудничества, рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора [правила сформулированы П. Грайсом и получили название конверсационных максим или максим ведения разговора; напр., максима количества (необходимо адекватно нормировать сообщаемую информацию), максима качества (рекомендуется сообщать только истинную информацию и обоснованные оценки), максимы манеры речи (надо делать речь ясной, недвусмысленной и последовательной)]; установка говорящего, или прагматич. значение высказывания (косвенные смыслы высказывания, намёки, иносказание, обиняки и т. п.); референция говорящего, т. е. отнесение языковых выражений к предметам действительности, вытекающее из намерения говорящего; прагматич. пресуппозиции (оценка говорящим общего фонда знаний, конкретной информированности, интересов, мнений и взглядов, психологич. состояния, особенностей характера и способности понимания адресата); отношение говорящего к тому, что он сообщает [оценка содержания высказывания (его истинность или ложность, несерьёзность и др.); введение в фокус интереса одного из тех лиц, о которых говорящий ведёт речь, или эмпатия (термин С. Куно, США); организация высказывания в соответствии с тем, чему в сообщении придаётся наибольшее значение].
В связи с адресатом речи изучаются: интерпретация речи, в т. ч. правила вывода косвенных и скрытых смыслов из прямого значения высказывания (в этих правилах учитываются контекст, прагматич. ситуация и пресуппозиции, а также цели, с которыми говорящий может сознательно отступать от принятых максим общения, напр. сообщать очевидные адресату вещи); воздействие высказывания на адресата – «перлокутивный эффект», по Дж. Остину (напр., расширение информированности адресата, изменения в его эмоциональном состоянии, взглядах и оценках, влияние на совершаемые им действия, эстетич. эффект); типы речевого реагирования на полученный стимул (прямые и косвенные реакции, напр. способы уклонения от прямого ответа на вопрос).
В связи с отношениями между участниками коммуникации изучаются: формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, спор, ссора и т. п.); социально-этикетная сторона речи (формы обращения, стиль общения); соотношение между участниками коммуникации в тех или иных речевых актах (ср. просьбу и приказ).
В связи с ситуацией общения изучаются: интерпретация дейктических знаков («здесь», «сейчас», «этот» и т. п.; см. Дейксис), а также индексальных компонентов в значении слов (ср. указание на пространственную ориентацию в глаголах типа «приходить», «подходить» и т. п.); влияние речевой ситуации на тематику и формы коммуникации (ср. типичные темы и формы разговоров в гостях, на банкетах, в больницах, в приёмных врачей и адвокатов и т. п.).
П. изучает речь также в рамках общей теории человеческой деятельности (см. Психолингвистика). Так, Дж. Остин выделил класс т. н. перформативных высказываний (см. Перформатив).
В автоматич. анализе текста энциклопедич. информация (в т. ч. прагматич. данные) организуется в форме сценариев или «фреймов» (термин М. Минского, США), моделирующих знание о типичных ситуациях и позволяющих правильно интерпретировать содержание текста. Прагматич. сведения используются также в информационно-поисковых диалоговых (интерактивных) системах. Категории П. вошли в ряд филос. логик, предполагающих учёт пропозициональных установок (логика оценок, логика практич. рассуждения и др.).
Выдвинув в качестве объединяющего принцип употребления языка говорящими в коммуникативных ситуациях и прагматич. компетенции говорящих, П. охватила многие проблемы, рассматриваемые в рамках риторики и стилистики, коммуникативного синтаксиса, теории и типологии речи и речевой деятельности, теории коммуникации и функциональных стилей, социолингвистики, психолингвистики, теории дискурса и др. С ними П. имеет обширные области пересечения исследовательских интересов.
Проблемам П. посвящён ж. «Journal of Pragmatics» (издаётся с 1977).