Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТИЛИ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 249-250

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Бельчиков

СТИЛИ́СТИКА, раз­дел язы­ко­зна­ния, в ко­то­ром ис­сле­ду­ют­ся за­ко­но­мер­но­сти ис­поль­зо­ва­ния язы­ка в про­цес­се ре­че­вой ком­му­ни­ка­ции, функ­цио­ни­ро­ва­ние еди­ниц язы­кака­те­го­рий язы­ко­вых) в рам­ках ли­те­ра­тур­но­го язы­ка в со­от­вет­ст­вии с его функ­цио­наль­ным рас­слое­ни­ем в раз­лич­ных ус­ло­ви­ях ре­че­во­го об­ще­ния, а так­же функ­цио­наль­но-сти­ле­вая сис­те­ма (сис­те­ма функ­цио­наль­ных сти­лей) лит. язы­ка в его совр. со­стоя­нии и в ди­а­хро­нии. С. со­от­но­си­тель­на с куль­ту­рой ре­чи, ри­то­ри­кой, уче­ни­ем о нор­ме язы­ко­вой, тео­ри­ей лит. язы­ка.

В за­ви­си­мо­сти от це­лей ана­ли­за, от лин­гвис­тич. и ком­му­ни­ка­тив­но-ре­че­во­го объ­ек­та изу­че­ния, от ме­то­до­ло­гич. ус­та­но­вок ис­сле­до­ва­те­ля вы­де­ля­ет­ся ряд под­раз­де­лов С.: со­пос­та­ви­тель­ная, ис­то­рич., тео­ре­тич., уст­ной ре­чи, письм. ре­чи, де­ск­рип­тив­ная, праг­ма­ти­че­ская и др.

Вме­сте с тем в це­лях об­зо­ра по­ня­тий и ка­те­го­рий С., вы­яс­не­ния осн. ис­сле­до­ва­тель­ских под­хо­дов к лин­гвис­тич. ма­те­риа­лу обыч­но вы­де­ля­ют 4 центр. струк­тур­ных раз­де­ла сти­ли­сти­ки.

Функциональная стилистика

Функ­цио­наль­ная сти­ли­сти­ка ис­сле­ду­ет диф­фе­рен­циа­цию лит. язы­ка по его ис­то­ри­че­ски сло­жив­шим­ся раз­но­вид­но­стям (функ­цио­наль­но-сти­ле­вым един­ст­вам), т. е. изу­ча­ет и опи­сы­ва­ет сис­те­му функ­цио­наль­ных сти­лей, за­ко­но­мер­но­сти её внут­ри­струк­тур­ной ор­га­ни­за­ции. Она вы­ра­ба­ты­ва­ет об­щие прин­ци­пы ти­по­ло­гии, клас­си­фи­ка­ции и вы­де­ле­ния осн. функ­цио­наль­ных раз­но­вид­но­стей (функ­цио­наль­но­го сти­ля, функ­цио­наль­но-сти­ле­вой сфе­ры) лит. язы­ка, взя­то­го как объ­ект тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ния и как кон­крет­ная ис­то­ри­ко-куль­тур­ная дан­ность; вы­яв­ля­ет их экс­т­ра­лин­гвис­тич. сти­ле­об­ра­зую­щие фак­то­ры, их ие­рар­хию и взаи­мо­дей­ст­вие сти­лей и функ­цио­наль­но-сти­ле­вых сфер внут­ри лит. язы­ка, про­цес­сы их функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия; ис­поль­зо­ва­ние и прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции ре­че­вых средств в рам­ках оп­ре­де­лён­но­го функ­цио­наль­но-сти­ле­во­го един­ст­ва, осн. па­ра­мет­ры его ком­по­зи­ци­он­но-ре­че­вой струк­ту­ры; об­щие прин­ци­пы и спо­со­бы ор­га­ни­за­ции син­так­си­са и лек­си­ки в тек­стах оп­ре­де­лён­ной функ­цио­наль­ной раз­но­вид­но­сти лит. язы­ка.

Практическая стилистика

Прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка (С. язы­ко­вых еди­ниц) изу­ча­ет функ­цио­ни­ро­ва­ние в лит. язы­ке еди­ниц (и ка­те­го­рий) всех уров­ней язы­ка в ти­пич­ных ре­че­вых си­туа­ци­ях, в кон­тек­стах разл. смы­сло­во­го, экс­прес­сив­но­го со­дер­жа­ния с учё­том дей­ст­вую­щих язы­ко­вых норм.

Стилистика текста

Сти­ли­сти­ка тек­ста ис­сле­ду­ет за­ко­но­мер­но­сти ор­га­ни­за­ции язы­ко­вых еди­ниц, под­чи­няю­щих­ся ре­че­во­му про­из­ве­де­нию – тек­сту как идей­но-со­дер­жат., функ­цио­наль­но­му, ком­по­зи­ци­он­но-струк­тур­но­му един­ст­ву; вы­яс­ня­ет спо­со­бы и нор­мы ор­га­ни­за­ции язы­ко­вых еди­ниц в тек­стах оп­ре­де­лён­но­го на­зна­че­ния и со­дер­жа­ния; изу­ча­ет внут­ри­аб­зац­ные свя­зи и сти­ли­стич. ха­рак­те­ри­сти­ку пред­ло­же­ний, сверх­фра­зо­вых единств в их со­от­но­ше­нии с аб­за­цем, с об­щей ком­по­зи­ци­ей и син­так­сич. стро­ем тек­ста, со­от­не­сён­ность ком­по­зиц. час­тей тек­ста с оп­ре­де­лён­ной со­во­куп­но­стью язы­ко­вых еди­ниц в за­ви­си­мо­сти от идей­но­го со­дер­жа­ния и жан­ро­во-ком­по­зиц. осо­бен­но­стей тек­ста, его функ­цио­наль­но-сти­ле­вой при­над­леж­но­сти.

Стилистика художественной речи

Сти­ли­сти­ка ху­до­же­ст­вен­ной ре­чи за­ни­ма­ет­ся во­про­са­ми, свя­зан­ны­ми с при­об­ре­те­ни­ем язы­ко­вы­ми еди­ни­ца­ми эс­те­тич. зна­чи­мо­сти в кон­тек­сте цель­но­го ху­дож. про­из­ве­де­ния. В этом раз­де­ле С. рас­смат­ри­ва­ют­ся сле­дую­щие про­бле­мы: 1) про­бле­ма об­раза ав­то­ра как идей­но-ком­по­зиц. стерж­ня ху­дож. про­из­ве­де­ния, во­круг ко­то­ро­го ор­га­ни­зу­ют­ся его язы­ко­вые и ком­по­зиц. эле­мен­ты, бла­го­да­ря ко­то­ро­му они при­об­ре­та­ют це­ле­со­об­раз­ность и своё идей­но-эс­те­тич. на­зна­че­ние (В. В. Ви­но­гра­дов); 2) по­строе­ние раз­ных ти­пов ав­тор­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния, ре­чи пер­со­на­жей, диа­ло­га – как та­ко­вых, так и во вза­им­ном со­от­но­ше­нии в рам­ках цель­но­го ху­дож. про­из­ве­де­ния (в свя­зи с этим воз­ни­ка­ют про­бле­мы от­ра­же­ния ре­чи опи­сы­вае­мой со­ци­аль­ной сре­ды); 3) от­бор язы­ко­вых эле­мен­тов (в т. ч. и не­нор­ми­ро­ван­ных), их транс­фор­ма­ция в кон­тек­сте ху­дож. про­из­ве­де­ния, ху­дож. ре­чи в це­лом, син­кре­тич. ха­рак­тер со­ста­ва язы­ко­вых эле­мен­тов с точ­ки зре­ния их сти­ле­вой при­над­леж­но­сти, сти­ли­стич. ок­ра­ски, пред­мет­но-ло­гич. со­дер­жа­ния; во­прос о по­ве­ст­во­ват. нор­ме; 4) про­бле­мы, свя­зан­ные с внутр. ор­га­ни­за­ци­ей ху­дож. по­ве­ст­во­ва­ния с по­зи­ций ав­то­ра, рас­сказ­чи­ка, пер­со­на­жа, с ти­по­ло­ги­ей ком­по­зи­ци­он­но-син­так­сич. форм по­ве­ст­во­ва­ния в дан­ном ху­дож. тек­сте; 5) во­прос о со­от­но­ше­нии лит. язы­ка и язы­ка ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. В ху­дож. ре­чи язы­ко­вые эле­мен­ты при­об­ре­та­ют эс­те­тич. функ­цию, язык ху­дож. про­из­ве­де­ния, как пра­ви­ло, ори­ен­ти­ро­ван на дей­ст­вую­щие нор­мы лит. язы­ка со­от­вет­ствую­ще­го пе­рио­да. Т. о., по­ня­тия «лит. язык» и «язык ху­дож. лит-ры» ока­зы­ва­ют­ся со­от­но­си­тель­ны как об­щее (ро­до­вое) и ви­до­вое. Язык ху­дож. лит-ры, бу­ду­чи яв­ле­ни­ем иск-ва, не ут­ра­чи­ва­ет сво­ей лин­гвис­тич. суб­стан­ции. Сле­до­ва­тель­но, С. ху­дож. ре­чи, изу­чаю­щая язык ху­дож. лит-ры, ос­та­ёт­ся лин­гвис­тич. дис­ци­п­ли­ной. Опе­ри­руя лин­гвис­тич. ка­те­го­рия­ми и по­ня­тия­ми, она вме­сте с тем об­ра­ща­ет­ся – для вы­яв­ле­ния эс­те­тич. функ­ции язы­ка в лит-ре – к ка­те­го­ри­аль­но­му ап­па­ра­ту ис­кус­ст­во­ве­де­ния, а так­же вво­дит свои собств. по­ня­тия; напр., «об­раз ав­то­ра» (Ви­но­гра­дов), «ху­до­же­ст­вен­но-об­раз­ная ре­че­вая кон­кре­ти­за­ция» (M. H. Ко­жи­на). Для С. ху­дож. ре­чи су­ще­ст­вен­ны про­бле­мы изу­че­ния язы­ка пи­са­те­ля, ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­ско­го сти­ля.

Эле­мен­ты С. бы­ли за­ло­же­ны уже в ан­тич­ных тео­ри­ях язы­ка. Во­про­сы, свя­зан­ные с по­этич., ху­дож. ре­чью, ин­тен­сив­но об­су­ж­да­лись в эс­те­тич. и фи­лос. трак­та­тах эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния; ста­ви­лись в рус. ри­то­ри­ках 17 – 1-й пол. 19 вв. Тер­мин «С.» поя­вил­ся в нач. 19 в. в про­из­ве­де­ни­ях нем. ро­ман­ти­ков в свя­зи с но­вым для то­го вре­ме­ни по­ня­ти­ем ин­ди­ви­ду­аль­но­сти творч. лич­но­сти. В сер. 19 в. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки на­уч­но обос­но­вать С. (Г. Спен­сер, Х. Штейн­таль). На­уч. раз­ра­бот­ка во­про­сов рус. С. на­ча­та М. В. Ло­мо­но­со­вым (см. так­же Трёх сти­лей тео­рия), он рас­смат­ри­вал их в рам­ках грам­ма­ти­ки, ри­то­ри­ки, «лек­си­ко­на». H. M. Ка­рам­зин и его шко­ла (кон. 18 – нач. 19 вв.) раз­ра­ба­ты­ва­ли гл. обр. во­про­сы С. ху­дож. ре­чи в со­от­вет­ст­вии с ве­ду­щи­ми тен­ден­ция­ми раз­ви­тия ху­дож.-бел­лет­ри­стич. сти­лей. А. С. Шиш­ков и об-во «Бе­се­да лю­би­те­лей рус­ско­го сло­ва» (соз­да­но в 1810) об­су­ж­да­ли про­бле­мы С. рус. лит. язы­ка в ис­то­ри­ко-ге­не­тич. ас­пек­тах его эво­лю­ции. В 19 в. про­бле­мы С., пре­им. в со­ста­ве тео­рии сло­вес­но­сти и по­эти­ки, раз­ра­ба­ты­ва­ли А. А. По­теб­ня, Алек­сей Н. Ве­се­лов­ский, Ф. И. Бус­ла­ев.

С. как са­мо­сто­ят. об­ласть нау­ки о язы­ке вы­де­ли­лась в кон. 19 – нач. 20 вв. [Ш. Бал­ли, В. И. Чер­ны­шёв, лин­гвис­ты Праж­ско­го лин­гвис­тич. круж­ка (см. Праж­ская лин­гвис­ти­че­ская шко­ла)]. В по­ста­нов­ку и ис­сле­до­ва­ние про­блем рус. С. боль­шой вклад вне­сли M. M. Бах­тин, Л. А. Бу­ла­хов­ский, Г. О. Ви­но­кур, Т. Г. Ви­но­кур, А. Н. Гвоз­дев, В. М. Жир­мун­ский, Б. А. Ла­рин, А. М. Пеш­ков­ский, Д. Э. Ро­зен­таль, Б. В. То­ма­шев­ский, В. Б. Шклов­ский, Л. В. Щер­ба, Б. М. Эй­хен­ба­ум, Л. П. Яку­бин­ский, Д. Н. Шме­лёв и др. Осо­бую роль сыг­ра­ли тру­ды В. В. Ви­но­гра­до­ва, в ко­то­рых раз­ра­бо­та­но уче­ние о «трёх сти­ли­сти­ках» (С. язы­ка, С. ре­чи, С. ху­дож. ре­чи), да­на де­фи­ни­ция по­ня­тия «стиль» («функ­цио­наль­ный стиль»), став­шая клас­си­че­ской, С. от­гра­ни­че­на от по­эти­ки, сфор­му­ли­ро­ва­ны об­щие про­бле­мы функ­цио­наль­ной С., вы­дви­ну­ты тео­ре­тич. про­бле­мы С. ху­дож. ре­чи, уче­ние о язы­ке ху­дож. лит-ры, уче­ние об об­ра­зе ав­то­ра, раз­ра­бо­та­ны тео­ре­тич. ос­но­вы С. тек­ста. К совр. С. при­мы­ка­ет тео­рия ин­тер­пре­та­ции в ком­пь­ю­тер­ной лин­гвис­ти­ке (ра­бо­ты В. З. Демь­ян­ко­ва и др.).

Лит.: Ви­но­гра­дов В. В. Сти­ли­сти­ка. Тео­рия по­эти­че­ской ре­чи. По­эти­ка. М., 1963; он же. О ху­до­же­ст­вен­ной про­зе // Ви­но­гра­дов В. В. О язы­ке ху­до­же­ст­вен­ной про­зы: Избр. тр. М., 1980; он же. Про­бле­мы рус­ской сти­ли­сти­ки. М., 1981; он же. О тео­рии ху­до­же­ст­вен­ной ре­чи. 2-е изд. М., 2005; Скреб­нев Ю. М. Очерк тео­рии сти­ли­сти­ки. Г., 1975; Шме­лев Д. Н. Рус­ский язык в его функ­цио­наль­ных раз­но­вид­но­стях: (К по­ста­нов­ке про­бле­мы). М., 1977; Ви­но­куp Г. О. Язык ли­те­ра­ту­ры и ли­те­ра­тур­ный язык // Винокуp Г. О. Фи­ло­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. Лин­гвис­ти­ка и по­эти­ка. М., 1990; он же. О язы­ке ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. 3-е изд. М., 2009; он же. Куль­ту­ра язы­ка. 4-е изд. М., 2010; Бель­чи­ков Ю. А. Сти­ли­сти­ка и куль­ту­ра ре­чи. 2-е изд. М., 2002; он же. Лек­си­че­ская сти­ли­сти­ка: про­бле­мы изу­че­ния и обу­че­ния. 2-е изд. М., 2005; Сти­ли­сти­ка и ли­те­ра­тур­ное ре­дак­ти­ро­ва­ние / Под ред. В. И. Мак­си­мо­ва. 3-е изд. М., 2007; Один­цов В. В. Сти­ли­сти­ка тек­ста. 5-е изд. М., 2010; То­ма­шев­ский Б. В. Сти­ли­сти­ка. 3-е изд. М., 2010; Сте­па­нов Ю. С. Фран­цуз­ская сти­ли­сти­ка. 7-е изд. М., 2014; Ко­жи­на М. Н., Дус­кае­ва Л. Р., Са­ли­мов­ский В. А. Сти­ли­сти­ка рус­ско­го язы­ка. 4-е изд. М., 2014.

Вернуться к началу