СТИЛИ́СТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТИЛИ́СТИКА, раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования языка в процессе речевой коммуникации, функционирование единиц языка (и категорий языковых) в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях речевого общения, а также функционально-стилевая система (система функциональных стилей) лит. языка в его совр. состоянии и в диахронии. С. соотносительна с культурой речи, риторикой, учением о норме языковой, теорией лит. языка.
В зависимости от целей анализа, от лингвистич. и коммуникативно-речевого объекта изучения, от методологич. установок исследователя выделяется ряд подразделов С.: сопоставительная, историч., теоретич., устной речи, письм. речи, дескриптивная, прагматическая и др.
Вместе с тем в целях обзора понятий и категорий С., выяснения осн. исследовательских подходов к лингвистич. материалу обычно выделяют 4 центр. структурных раздела стилистики.
Функциональная стилистика
Функциональная стилистика исследует дифференциацию лит. языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единствам), т. е. изучает и описывает систему функциональных стилей, закономерности её внутриструктурной организации. Она вырабатывает общие принципы типологии, классификации и выделения осн. функциональных разновидностей (функционального стиля, функционально-стилевой сферы) лит. языка, взятого как объект теоретич. исследования и как конкретная историко-культурная данность; выявляет их экстралингвистич. стилеобразующие факторы, их иерархию и взаимодействие стилей и функционально-стилевых сфер внутри лит. языка, процессы их функционирования и развития; использование и принципы организации речевых средств в рамках определённого функционально-стилевого единства, осн. параметры его композиционно-речевой структуры; общие принципы и способы организации синтаксиса и лексики в текстах определённой функциональной разновидности лит. языка.
Практическая стилистика
Практическая стилистика (С. языковых единиц) изучает функционирование в лит. языке единиц (и категорий) всех уровней языка в типичных речевых ситуациях, в контекстах разл. смыслового, экспрессивного содержания с учётом действующих языковых норм.
Стилистика текста
Стилистика текста исследует закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся речевому произведению – тексту как идейно-содержат., функциональному, композиционно-структурному единству; выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определённого назначения и содержания; изучает внутриабзацные связи и стилистич. характеристику предложений, сверхфразовых единств в их соотношении с абзацем, с общей композицией и синтаксич. строем текста, соотнесённость композиц. частей текста с определённой совокупностью языковых единиц в зависимости от идейного содержания и жанрово-композиц. особенностей текста, его функционально-стилевой принадлежности.
Стилистика художественной речи
Стилистика художественной речи занимается вопросами, связанными с приобретением языковыми единицами эстетич. значимости в контексте цельного худож. произведения. В этом разделе С. рассматриваются следующие проблемы: 1) проблема образа автора как идейно-композиц. стержня худож. произведения, вокруг которого организуются его языковые и композиц. элементы, благодаря которому они приобретают целесообразность и своё идейно-эстетич. назначение (В. В. Виноградов); 2) построение разных типов авторского повествования, речи персонажей, диалога – как таковых, так и во взаимном соотношении в рамках цельного худож. произведения (в связи с этим возникают проблемы отражения речи описываемой социальной среды); 3) отбор языковых элементов (в т. ч. и ненормированных), их трансформация в контексте худож. произведения, худож. речи в целом, синкретич. характер состава языковых элементов с точки зрения их стилевой принадлежности, стилистич. окраски, предметно-логич. содержания; вопрос о повествоват. норме; 4) проблемы, связанные с внутр. организацией худож. повествования с позиций автора, рассказчика, персонажа, с типологией композиционно-синтаксич. форм повествования в данном худож. тексте; 5) вопрос о соотношении лит. языка и языка художественной литературы. В худож. речи языковые элементы приобретают эстетич. функцию, язык худож. произведения, как правило, ориентирован на действующие нормы лит. языка соответствующего периода. Т. о., понятия «лит. язык» и «язык худож. лит-ры» оказываются соотносительны как общее (родовое) и видовое. Язык худож. лит-ры, будучи явлением иск-ва, не утрачивает своей лингвистич. субстанции. Следовательно, С. худож. речи, изучающая язык худож. лит-ры, остаётся лингвистич. дисциплиной. Оперируя лингвистич. категориями и понятиями, она вместе с тем обращается – для выявления эстетич. функции языка в лит-ре – к категориальному аппарату искусствоведения, а также вводит свои собств. понятия; напр., «образ автора» (Виноградов), «художественно-образная речевая конкретизация» (M. H. Кожина). Для С. худож. речи существенны проблемы изучения языка писателя, индивидуально-авторского стиля.
Элементы С. были заложены уже в античных теориях языка. Вопросы, связанные с поэтич., худож. речью, интенсивно обсуждались в эстетич. и филос. трактатах эпохи Возрождения; ставились в рус. риториках 17 – 1-й пол. 19 вв. Термин «С.» появился в нач. 19 в. в произведениях нем. романтиков в связи с новым для того времени понятием индивидуальности творч. личности. В сер. 19 в. предпринимались попытки научно обосновать С. (Г. Спенсер, Х. Штейнталь). Науч. разработка вопросов рус. С. начата М. В. Ломоносовым (см. также Трёх стилей теория), он рассматривал их в рамках грамматики, риторики, «лексикона». H. M. Карамзин и его школа (кон. 18 – нач. 19 вв.) разрабатывали гл. обр. вопросы С. худож. речи в соответствии с ведущими тенденциями развития худож.-беллетристич. стилей. А. С. Шишков и об-во «Беседа любителей русского слова» (создано в 1810) обсуждали проблемы С. рус. лит. языка в историко-генетич. аспектах его эволюции. В 19 в. проблемы С., преим. в составе теории словесности и поэтики, разрабатывали А. А. Потебня, Алексей Н. Веселовский, Ф. И. Буслаев.
С. как самостоят. область науки о языке выделилась в кон. 19 – нач. 20 вв. [Ш. Балли, В. И. Чернышёв, лингвисты Пражского лингвистич. кружка (см. Пражская лингвистическая школа)]. В постановку и исследование проблем рус. С. большой вклад внесли M. M. Бахтин, Л. А. Булаховский, Г. О. Винокур, Т. Г. Винокур, А. Н. Гвоздев, В. М. Жирмунский, Б. А. Ларин, А. М. Пешковский, Д. Э. Розенталь, Б. В. Томашевский, В. Б. Шкловский, Л. В. Щерба, Б. М. Эйхенбаум, Л. П. Якубинский, Д. Н. Шмелёв и др. Особую роль сыграли труды В. В. Виноградова, в которых разработано учение о «трёх стилистиках» (С. языка, С. речи, С. худож. речи), дана дефиниция понятия «стиль» («функциональный стиль»), ставшая классической, С. отграничена от поэтики, сформулированы общие проблемы функциональной С., выдвинуты теоретич. проблемы С. худож. речи, учение о языке худож. лит-ры, учение об образе автора, разработаны теоретич. основы С. текста. К совр. С. примыкает теория интерпретации в компьютерной лингвистике (работы В. З. Демьянкова и др.).