Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРЁХ СТИ́ЛЕЙ ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 380

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

ТРЁХ СТИ́ЛЕЙ ТЕО́РИЯ, три ре­ги­ст­ра лит. язы­ка, вы­де­ляе­мые в трак­та­тах по ри­то­ри­ке и по­эти­ке. Раз­гра­ни­че­ние трёх сти­лей – вы­со­ко­го, сред­не­го и низ­ко­го – в но­во­ев­ро­пей­ской тра­ди­ции ос­но­вы­ва­ет­ся на тео­рии рим. ри­то­ра Квин­ти­лиа­на, ко­то­рая бы­ла раз­ви­та франц. тео­ре­ти­ка­ми язы­ка в кон. 17 – нач. 18 вв. (Ж. Ша­п­лен и др.). В ос­но­ву раз­гра­ни­че­ния сти­лей при этом был по­ло­жен пре­им. ри­то­рич. прин­цип: сти­ли раз­ли­ча­лись ис­поль­зо­ва­ни­ем тро­пов и фи­гур ре­чи. В Рос­сии в 18 в. та­кое по­ни­ма­ние сти­лей от­ра­зи­лось в «Рас­су­ж­де­нии об оде во­обще» (1734) В. К. Тре­диа­ков­ско­го и  в «Епи­сто­ле о сти­хо­твор­ст­ве» (1748) А. П. Су­ма­ро­ко­ва. Прин­ци­пи­аль­но иную вер­сию Т. с. т., ос­но­ван­ную на лин­гвис­тич. (лек­си­че­ском – раз­ли­чие сти­ле­вой ок­ра­ски слов) кри­те­рии, раз­ра­бо­тал М. В. Ло­мо­но­сов (его пред­ше­ст­вен­ни­ком был Тре­диа­ков­ский, пред­ло­жив­ший сход­ный под­ход в «Пись­ме... от при­яте­ля к при­ятелю», 1750). Тео­рия «трёх шти­лей» Ло­мо­но­со­ва из­ло­же­на в «Пре­ди­сло­вии о поль­зе книг цер­ков­ных в рос­сий­ском язы­ке» (1758). Вы­со­кий «штиль» со­став­ля­ет пре­им. лек­си­ка цер­ков­но­сла­вян­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, от­сут­ст­вую­щая в рус. язы­ке, но по­нят­ная для его но­си­те­ля; здесь так­же упо­тре­би­тель­ны сло­ва, об­щие для рус. и цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ков. Сред­ний (в тер­ми­но­ло­гии Ло­мо­но­со­ва – «по­сред­ст­вен­ный») «штиль» об­ра­зу­ют сло­ва, об­щие для цер­ков­но­сла­вян­ско­го и рус. язы­ков, и часть от­сут­ст­вую­щих в рус. язы­ке цер­ков­но­сла­вя­низ­мов, а так­же не­ко­то­рые сло­ва, при­су­щие толь­ко рус. язы­ку. Низ­кий «штиль» обра­зу­ют толь­ко сло­ва рус. про­ис­хо­ж­де­ния; цер­ков­но­сла­вя­низ­мы в нём не­до­пус­ти­мы.

Ло­мо­но­сов ус­та­нав­ли­вал со­от­вет­ст­вие ме­ж­ду сти­ля­ми и лит. жан­ра­ми: вы­со­ким «шти­лем» по­ла­га­лось пи­сать оды, ге­ро­ич. по­эмы, ора­тор­ские ре­чи; сред­ним – сти­хотв. дру­же­ские по­сла­ния, а так­же са­ти­ры, эк­ло­ги, эле­гии; низ­ким – ко­ме­дии и эпи­грам­мы. Т. с. т. Ло­мо­но­со­ва, ока­зав влия­ние на раз­ви­тие рус. ли­те­ра­тур­но­го язы­ка и сло­вес­но­сти, к нач. 19 в. в свя­зи с раз­ру­ше­ни­ем ие­рар­хии жан­ров и уга­са­ни­ем ге­ро­ич. по­эмы и оды ут­ра­ти­ла свою ак­ту­аль­ность.

Лит.: Вом­пер­ский В. П. Сти­ли­сти­че­ское уче­ние М. В. Ло­мо­но­со­ва и тео­рия трех сти­лей. М., 1970; Tschiћevskij D. Zu Lomonosovs Theorie der drei Stilarten // Die Welt der Slaven. 1970. Bd 15. № 3; Ев­ро­пей­ская по­эти­ка от ан­тич­но­сти до эпо­хи Про­све­ще­ния. М., 2010.

Вернуться к началу