ТРЁХ СТИ́ЛЕЙ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРЁХ СТИ́ЛЕЙ ТЕО́РИЯ, три регистра лит. языка, выделяемые в трактатах по риторике и поэтике. Разграничение трёх стилей – высокого, среднего и низкого – в новоевропейской традиции основывается на теории рим. ритора Квинтилиана, которая была развита франц. теоретиками языка в кон. 17 – нач. 18 вв. (Ж. Шаплен и др.). В основу разграничения стилей при этом был положен преим. риторич. принцип: стили различались использованием тропов и фигур речи. В России в 18 в. такое понимание стилей отразилось в «Рассуждении об оде вообще» (1734) В. К. Тредиаковского и в «Епистоле о стихотворстве» (1748) А. П. Сумарокова. Принципиально иную версию Т. с. т., основанную на лингвистич. (лексическом – различие стилевой окраски слов) критерии, разработал М. В. Ломоносов (его предшественником был Тредиаковский, предложивший сходный подход в «Письме... от приятеля к приятелю», 1750). Теория «трёх штилей» Ломоносова изложена в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758). Высокий «штиль» составляет преим. лексика церковнославянского происхождения, отсутствующая в рус. языке, но понятная для его носителя; здесь также употребительны слова, общие для рус. и церковнославянского языков. Средний (в терминологии Ломоносова – «посредственный») «штиль» образуют слова, общие для церковнославянского и рус. языков, и часть отсутствующих в рус. языке церковнославянизмов, а также некоторые слова, присущие только рус. языку. Низкий «штиль» образуют только слова рус. происхождения; церковнославянизмы в нём недопустимы.
Ломоносов устанавливал соответствие между стилями и лит. жанрами: высоким «штилем» полагалось писать оды, героич. поэмы, ораторские речи; средним – стихотв. дружеские послания, а также сатиры, эклоги, элегии; низким – комедии и эпиграммы. Т. с. т. Ломоносова, оказав влияние на развитие рус. литературного языка и словесности, к нач. 19 в. в связи с разрушением иерархии жанров и угасанием героич. поэмы и оды утратила свою актуальность.