СВЕРХФРА́ЗОВОЕ ЕДИ́НСТВО
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЕРХФРА́ЗОВОЕ ЕДИ́НСТВО (сложное синтаксическое целое, микротекст, период), отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединённых общностью темы в смысловые блоки. Может совпадать с абзацем.
Минимальное С. е. составляют: описания одного и того же предмета (напр., «Ртуть оказывает вредное воздействие на организм человека. Так что сейчас ртуть уже не используют в производстве зеркал»); вопрос и ответ; высказывание, состоящее из посылки и вывода; отрезки речи типа «Данные явления вызваны следующими причинами: во-первых…, во-вторых…». Одно С. е. может соответствовать краткой заметке в СМИ, краткому объявлению, цитате и т. п.
Связь между предложениями С. е. (анафорическая и катафорическая) обеспечивается следующими средствами: повторением отд. слов из предшествующего предложения в последующем, употреблением личных и указат. местоимений [«Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков (К. Г. Паустовский)] и местоименных наречий типа «затем», «тогда», «там»; соотношением видо-временны́х форм глаголов в предложениях, входящих в С. е.; перифразами, повторной номинацией, разделит. паузами между С. е.; порядком слов и предложений, параллелизмом построения, при котором содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется [напр., перечисление: «Буря бушевала над Петербургом, как возвращённая молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал чёрными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков» (К. Г. Паустовский)]; употреблением союзов («так что», «однако» и т. п.) в присоединит. значении и др.
Мысль о важности исследования большей, чем предложение, «речевой единицы» восходит к А. Х. Востокову, Ф. И. Буслаеву, А. М. Пешковскому. С. е. посвящён ряд работ Л. А. Булаховского, И. А. Фигуровского, Н. С. Поспелова, К. Бооста, Х. Вайнриха 1940–50-х гг. Большое значение для разработки вопросов связной речи имело учение В. Матезиуса, Ф. Данеша, Я. Фирбаса и др. об актуальном членении предложения. Предметом широкого изучения С. е. стало в 1960–70-х гг.
Одни лингвисты рассматривают С. е. как речевую единицу, объединяющую несколько предложений, другие – как фрагмент текста (сегментация речевого произведения на дискретные единицы иного уровня, чем предложение). Исследуются проблемы взаимоотношения С. е. и высказывания; С. е. и абзаца (некоторые лингвисты их отождествляют); семантич. отличия С. е. от сложного предложения и др.
С. е. изучается с точки зрения семантики, синтаксиса, актуального членения, прагматики.