ВОСТО́КОВ АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОСТО́КОВ (псевдоним; настоящая фамилия Остенек) Александр Христофорович [16(27).3.1781, г. Аренсбург, ныне Кингисепп, Эстония – 8(20).2.1864, Санкт-Петербург], российский филолог, палеограф, поэт, переводчик, академик Петербургской АН (1841), действительный статский советник (1843). В 1794–1802 учился в петербургской Академии художеств. Секретарь Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (с 1802). В 1803–44 на службе в различных казённых местах, в том числе с 1815 в Императорской публичной библиотеке (в 1828–44 хранитель рукописей), с 1831 старший библиотекарь в Румянцевском музее. Член общества Беседа любителей русского слова. С 1820 член Российской академии. В 1839–45 главный редактор Археографической комиссии.
В. – автор трудов по сравнительной грамматике славянских языков, грамматике русского языка, лексикографии церковнославянского языка и русского языка, палеографии.
Основоположник сравнительно-исторического языкознания в России («Рассуждение о славянском языке...», 1820). Доказал, что все славянские языки восходят к одному источнику (праславянскому языку) и выделил 3 периода в истории славянских языков [древний, средний и (с 16 в.) новый]. Установил фонетическое соответствие в области гласных звуков между славянскими языками как доказательство их исконной близости; разгадал тайну юсов и открыл существование носовых гласных в старославянском языке, охарактеризовал особенности произношения и употребления редуцированных гласных (во 2-м значении). Открыл отсутствие в старославянском языке различий в склонении кратких прилагательных и существительных, отсутствие деепричастия, наличие форм инфинитива и супина и др. В основу изучения грамматики положил живой разговорный язык.
В. выдвинул ряд перспективных идей в области изучения русской морфологии и синтаксиса. Разграничил существительное и прилагательное как части речи, включил причастие в состав прилагательных, охарактеризовал своеобразие семантики и синтаксических функций кратких прилагательных, ввёл термин «относительные прилагательные». Выделил существительные singularia tantum и pluralia tantum (см. Число), существительные общего рода. Внёс вклад в исследование степеней сравнения. Изучал особенности употребления предлогов, их функции; в основу классификации союзов положил их состав, значение и употребление.
Предложил новое понимание наиболее употребительных типов предложений как двучленных (двусоставных). Поставил вопрос о формах выражения составного сказуемого; исключил связку из состава членов предложения и включил её в состав сказуемого. Показал многообразие именных, глагольных и наречных типов словосочетаний, сделал ценные наблюдения в области словорасположения.
Подготовил и осуществил в 1843 первое научное издание Остромирова Евангелия. «Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума» (1842), составленное В., содержало фундаментальное палеографическое, археологическое и литературное описание 473 памятников древнерусского языка.
Автор «Словаря церковно-славянского языка» (т. 1–2, 1858–61), «Грамматики церковно-славянского языка, изложенной по древнейшим оного письменным памятникам» (1863). Участвовал в подготовке «Словаря церковно-славянского и русского языка» (т. 1–4, 1847), который оказал большое влияние на развитие русской лексикографии. Редактор одного из первых русских диалектных словарей – «Опыта областного великорусского словаря» (1852; «Дополнение» – 1858). Автор проекта этимологического словаря.
Дебютировал как поэт в 1802; автор сборника «Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах» (ч. 1–2, 1805–06). Поэт-экспериментатор, В., обратившись непосредственно к античной классике, создал русские эквиваленты античным логаэдам («Видение в майскую ночь» и др.). Другой областью интересов В. был русский «народный» размер: 4-стопный хорей с безрифменными дактилическими окончаниями («Певислад и Зора») и тонический тактовик («Российские реки», «Сербские песни»). Поэтические эксперименты В., расширявшие границы поэтического мышления в эпоху, когда устанавливался новый по отношению к классицистическому канон художественного вкуса, теоретически обоснованы им в «Опыте о русском стихосложении» (1812, отдельное издание – 1817), где впервые намечена связь между свойствами языков и системами стихосложения и разработана тоническая теория русского народного стиха.