Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИРС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 267

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: B. H. Порус

ПИРС (Peirce) Чарлз Сан­дерс (10.9.1839, Кем­бридж, штат Мас­са­чу­сетс – 19.4.1914, Мил­форд, штат Пен­силь­ва­ния), амер. фи­ло­соф, ло­гик, ма­те­ма­тик, ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель; член Амер. ака­де­мии на­ук и ис­кусств (1867), Нац. АН США (1877), Лон­дон­ско­го ма­те­ма­тич. об-ва (1880). Ос­но­во­по­лож­ник праг­ма­тиз­ма, один из ос­но­ва­те­лей се­мио­ти­ки. Сын амер. ма­те­ма­ти­ка Бенд­жа­ми­на Пир­са. По окон­ча­нии Гар­вард­ско­го кол­лед­жа (1859) учил­ся в Ло­урен­сов­ской на­уч. шко­ле при Гар­вард­ском ун-те, в 1863 по­лу­чил сте­пень по хи­мии. В 1859–91 ра­бо­тал в бе­ре­го­вой и гео­де­зич. служ­бе США, сде­лал ряд на­уч. от­кры­тий в об­лас­ти ма­те­ма­ти­ки, фи­зи­ки, гео­де­зии и спек­тро­ско­пии, пер­вым ис­поль­зо­вал дли­ну све­то­вой вол­ны в ка­че­ст­ве ме­ры из­ме­ре­ния. С 1869 в те­че­ние не­сколь­ких лет ра­бо­тал так­же в Гар­вард­ской об­сер­ва­то­рии, в тру­дах ко­то­рой бы­ла из­да­на его кн. «Фо­то­мет­ри­че­ские ис­сле­до­ва­ния» (1878). В 1879–84 пре­по­да­вал ло­ги­ку в Ун-те Джон­са Хоп­кин­са.

Вклад П. в раз­ви­тие сим­во­ли­че­ской ло­ги­ки вклю­ча­ет раз­ра­бот­ку (не­за­ви­си­мо от Г. Фре­ге) тео­рии кван­ти­фи­ка­ции (см. Кван­тор) и ло­ги­ки пре­ди­ка­тов пер­во­го по­ряд­ка, гра­фич. сис­те­му ло­ги­ки – эк­зи­стен­ци­аль­ные гра­фы (пер­вый ва­ри­ант на­ту­раль­но­го по­строе­ния ло­гич. ис­чис­ле­ний) и др. П. раз­ли­чал три ви­да сил­ло­гиз­ма – де­дук­цию, ин­дук­цию и аб­дук­цию (ввёл этот тер­мин), рас­смат­ри­вая их как разл. эта­пы на­уч. по­зна­ния ми­ра: вы­дви­же­ние на­уч. ги­по­те­зы (аб­дук­ция), про­вер­ка её по­сред­ст­вом опы­та (ин­дук­ция) и вы­вод с ис­поль­зо­ва­ни­ем вы­дви­ну­той ги­по­те­зы (де­дук­ция).

Рас­смат­ри­вая ло­ги­ку пре­ж­де все­го как ло­ги­ку на­уч. ис­сле­до­ва­ния, П. пред­ло­жил её но­вое по­ни­ма­ние – как уче­ния о зна­ках, или «се­мио­ти­ки» (ввёл этот тер­мин). Вся­кое мыш­ле­ние, по П., име­ет зна­ко­вый ха­рак­тер. Знак («ре­пре­зен­та­мен») П. оп­ре­де­лял как то, «что обо­зна­ча­ет что-ли­бо для ко­го-ни­будь в оп­ре­де­лён­ном от­но­ше­нии или объ­ё­ме». П. под­раз­де­лял зна­ки на 76 ти­пов; пред­ло­жил клас­си­фи­ка­цию зна­ков по от­но­ше­нию к объ­ек­ту на ико­ны, ин­дек­сы и сим­во­лы. П. раз­ли­чал экс­тен­сио­нал и ин­тен­сио­нал тер­ми­на, пред­ло­же­ние и вы­ска­зы­ва­ние, ввёл по­ня­тия субъ­ек­та, пре­ди­ка­та и связ­ки для ана­ли­за пред­ло­же­ния.

Прин­цип праг­ма­тиз­ма («прин­цип Пир­са») П. сфор­му­ли­ро­вал в свя­зи с раз­ра­бот­кой тео­рии зна­че­ния: по­ня­тие об объ­ек­те дос­ти­га­ет­ся рас­смот­ре­ни­ем всех прак­тич. след­ст­вий, вы­те­каю­щих из дей­ст­вий с этим объ­ек­том («Как сде­лать на­ши идеи яс­ны­ми», 1878). Зна­че­ние тер­ми­на – это со­во­куп­ность ус­ло­вий прак­тич. про­вер­ки всех вы­ска­зы­ва­ний, в ко­то­рых этот тер­мин яв­ля­ет­ся ло­гич. под­ле­жа­щим. По­сколь­ку мно­же­ст­во та­ких вы­ска­зы­ва­ний в прин­ци­пе бес­ко­неч­но, то зна­че­ние мо­жет быть оп­ре­де­ле­но толь­ко час­тич­но, не­пол­но, а на­ше зна­ние об объ­ек­те все­гда яв­ля­ет­ся не­за­вер­шён­ным и оп­ро­вер­жи­мым, ги­по­те­тич­ным. Это от­но­сит­ся не толь­ко к обы­ден­но­му зна­нию и зна­нию ес­теств. на­ук, но и к ма­те­ма­тич. и ло­гич. су­ж­де­ни­ям, все­общ­ность ко­то­рых мо­жет быть оп­ро­верг­ну­та контр­при­ме­ра­ми. От фи­лос. кон­цеп­ции праг­ма­тиз­ма, раз­ви­той его уче­ни­ком У. Джейм­сом, П. дис­тан­ци­ро­вал­ся.

В ме­то­до­ло­гию нау­ки П. ввёл прин­цип «фал­ли­би­лиз­ма»: при­бли­же­ние к ис­ти­не воз­мож­но толь­ко че­рез не­пре­рыв­ное ис­прав­ле­ние оши­бок, вы­дви­же­ние всё бо­лее со­вер­шен­ных ги­по­тез. Ис­ти­на – это «со­гла­сие аб­ст­ракт­но­го ут­вер­жде­ния с иде­аль­ным пре­де­лом, к ко­то­ро­му бес­ко­неч­ное ис­сле­до­ва­ние при­ве­ло бы мне­ния учё­ных». Т. о., на­уч. со­об­ще­ст­во вы­сту­па­ет для Пир­са как иде­ал со­ци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции (впо­след­ст­вии эта идея бы­ла раз­ви­та К. Поп­пе­ром). Ис­тин­ным учё­ные при­зна­ют то, от­но­си­тель­но че­го в на­стоя­щее вре­мя у них нет дос­та­точ­но вес­ких со­мне­ний.

В цен­тре фи­лос. кон­цеп­ции П. – «фе­но­ме­но­ло­гии», или «фа­не­ро­ско­пии» (от греч. τὸ φανερόν – яв­ле­ние, ви­ди­мость), – ле­жит уче­ние о ка­те­го­ри­ях. Ис­пы­тав силь­ное влия­ние И. Кан­та и схо­ла­стич. фи­ло­со­фии, осо­бен­но Ио­ан­на Дун­са Ско­та, П. вслед за Кан­том раз­ра­ба­ты­вал уче­ние о ка­те­го­ри­ях, све­дя их к трём, в окон­чат. ва­ри­ан­те на­зван­ным им «Пер­вич­ность» (Firstness), «Вто­рич­ность» (Secondness) и «Тре­тич­ность» (Thirdness). Это од­но­вре­мен­но он­то­ло­гич. и гно­сео­ло­гич. ка­те­го­рии, опи­сы­ваю­щие фун­дам. уров­ни бы­тия и по­зна­ния. На уров­не «Пер­вич­но­сти» встре­ча сво­бод­но иг­раю­ще­го творч. ду­ха с дей­ст­ви­тель­но­стью соз­да­ёт по­тен­ци­аль­но бес­ко­неч­ное мно­го­об­ра­зие «ка­честв в воз­мож­но­сти», чис­тых форм. «Вто­рич­ность» – уро­вень су­ще­ст­во­ва­ния ве­щей, ак­туа­ли­за­ция «воз­мож­ных ка­честв». «Тре­тич­ность» – уро­вень «под­лин­ной ре­аль­но­сти» (уни­вер­са­лий – за­ко­нов, сущ­но­стей), пред­став­ляю­щей со­бой ре­зуль­тат вме­ша­тель­ст­ва ду­ха в це­ло­ст­ную и не­пре­рыв­ную сти­хию бы­тия, «вне­се­ния ра­зу­ма» в ир­ра­цио­наль­ную дей­ст­ви­тель­ность, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в прак­тич. опы­те субъ­ек­та, по­зво­ляю­щем ус­та­нав­ли­вать ус­ло­вия ве­ри­фи­ка­ции су­ж­де­ний, ра­цио­на­ли­зи­рую­щих мир и тем са­мым со­об­щаю­щих ему ста­тус «ре­аль­но­сти».

Счи­тая дви­жу­щей си­лой эво­лю­ции Все­лен­ной стрем­ле­ние к со­вер­шен­ст­ву, П. от­вер­гал ме­ха­ни­стич. де­тер­ми­низм и от­во­дил боль­шую роль в кос­мич. про­цес­се «твор­че­ст­ву слу­чай­но­сти». За­ко­но­мер­ность, гос­под­ствую­щая в ми­ре, яв­ля­ет­ся вто­рич­ной, про­из­вод­ной от слу­чая: слу­чай­ность – про­яв­ле­ние сво­бо­ды, бла­го­да­ря ко­то­рой су­ще­ст­ву­ют раз­но­об­ра­зие и плю­ра­лизм (док­три­на «ти­хиз­ма»). Но раз­ви­тие Все­лен­ной осу­ще­ст­в­ля­ет­ся как пе­ре­ход от хао­са слу­чай­но­стей к упо­ря­до­чен­ной за­ко­но­мер­но­сти, в ко­то­рой про­яв­ля­ет­ся тор­же­ст­во ра­зу­ма и ду­ха (док­три­на «си­не­хиз­ма»), вно­ся­ще­го в мир лю­бовь и гар­мо­нию, не­от­де­ли­мую от твор­че­ской сво­бо­ды (док­три­на «ага­пиз­ма»). Выс­шее во­пло­ще­ние ду­ха – Бог, к ко­то­ро­му че­ло­век об­ра­щён все­ми свои­ми ду­хов­ны­ми ка­че­ст­ва­ми. Ра­цио­наль­ные до­ка­за­тель­ст­ва бы­тия Бо­га не­воз­мож­ны, в по­ве­де­нии че­ло­ве­ка все­гда есть ра­цио­наль­но не­по­зна­вае­мый ос­та­ток, на­прав­ляе­мый ве­рой.

Соч.: The Collected papers. Camb. (Mass.), 1931–1935. Vol. 1–6 / Ed. Ch. Hartshorne, P. Weiss. Camb. (Mass.), 1958. Vol. 7–8 / Ed. A. Burks; Letters to Lady Welby. New Haven, 1953; Writings: A chronological edition. Bloomington, 1982–2010. Vol. 1–8; Из­бран­ные фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния. М., 2000; На­ча­ла праг­ма­тиз­ма. СПб., 2000; Прин­ци­пы фи­ло­со­фии. СПб., 2001; Рас­су­ж­де­ние и ло­ги­ка ве­щей: Лек­ции для Кем­бридж­ских кон­фе­рен­ций 1898 г. М., 2005.

Лит.: Goudge T. The Thought of Ch. S. Peirce. Toronto, 1950; Studies in the philosophy of Ch. S. Peirse. Camb. (Mass.), 1952; Mur­phey M. The development of Peirce’s philo­sophy. Camb. (Mass.), 1961. Indianapolis, 1993; Мель­виль Ю. К. Фи­ло­со­фия Ч. С. Пир­са. М., 1964; он же. Ч. Пирс и праг­ма­тизм. М., 1968; Rescher N. Peirce’s philosophy of scien­ce: cri­tical studies in his theory of induction and scientific method. Notre Dame, 1978; Al­meder R. The philosophy of Ch. S. Peirce: a critical introduction. Oxf., 1980; Hookway C. Peirce. L., 1985; Hausman C. Ch. S. Peirce’s evo­lutio­na­ry philosophy. Camb., 1993; Брент Дж. Ч. С. Пирс: Жизнь // Ло­гос. 2004. № 3–4(43).

Вернуться к началу