ГЕНЕРАТИ́ВНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕНЕРАТИ́ВНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА (хомскианская лингвистика, порождающая грамматика, генеративная грамматика; устар. – трансформационная грамматика), формальное направление языкознания, которое ставит целью разработать теорию языка по образцу естественных наук. Возникла в кон. 1950-х гг.; основоположник и лидер – амер. лингвист Н. Хомский. Цель лингвистич. теории, по Хомскому, заключается в том, чтобы объяснить факт быстрого усвоения родного языка ребёнком на основе явно недостаточного внешнего стимула, т. е. той информации, которая может быть извлечена из речи окружающих. В основе языковой способности человека лежит врождённый биологически обусловленный компонент, который определяет осн. параметры человеческого мышления, и в частности структуру знания языка. При взаимодействии этого врождённого компонента, общего для всех людей, и внешнего стимула (конкретного языка, на котором говорят окружающие, – английского, русского, китайского и т. д.) у ребёнка формируется полноценное владение родным языком. Этот процесс, по Хомскому, представляет собой частный случай органич. роста. Третьим фактором, по Хомскому, являются свойства, общие для языка и др. биологич. и когнитивных систем (напр., принцип, согласно которому при построении сложных единиц из простых структура последних не видоизменяется).
Г. л. исходит из того, что врождённый компонент языковой способности (так же, как явления природы) поддаётся изучению с помощью математич. моделирования. Теоретич. моделью врождённой языковой способности выступает универсальная грамматика – множество абстрактных принципов строения языка (напр., принцип, согласно которому грамматич. структура представляет собой иерархию последовательно вложенных один в другой отрезков – составляющих). Эти принципы ограничивают допустимое многообразие синтаксич. конструкций, грамматич. форм, а также фонетич. и семантич. явлений в человеческом языке; благодаря таким ограничениям ребёнок, овладевающий родным языком, может, не рассматривая, отбросить необозримое множество ложных гипотез и быстро приходить к правильным решениям.
Г. л. произвела переворот в теоретич. языкознании (т. н. хомскианская революция), по-новому поставив задачи лингвистич. исследования: не ограничиваться строгим описанием фактов, как это было принято в структурной лингвистике, а использовать формализацию для того, чтобы вскрыть осн. принципы, лежащие в основе языка, и параметры допустимого разнообразия грамматич. структуры. Новая постановка задачи принесла важные описательные результаты – привела к открытию множества ранее неизвестных грамматич. фактов, в осн. в области синтаксиса, и к значит. уточнению ранее известных правил (прежде всего – контекстных условий употребления грамматич. фактов).
Грамматика в Г. л. – автономный механизм, задающий множество правильных предложений и лишь на «выходе» взаимодействующий с др. языковыми умениями человека. В ранних версиях генеративной теории грамматика включала следующие компоненты. 1. Словарь. 2. Правила построения словосочетаний и предложений на основе частеречных признаков и признаков лексич. сочетаемости слов. Для этого использовалась контекстно-свободная грамматика составляющих, порождающая т. н. глубинную структуру. Пример такого правила: ПГ→ П+ ИГ, т. е. «предложная группа состоит из предлога и именной группы» (напр., «в+ этом большом доме»). 3. Контекстно зависимые правила-трансформации, которые преобразуют глубинную структуру в поверхностную: напр., правила инверсии в вопросит. предложении в ром. и герм. языках; передвижение относительного местоимения в начало придаточного предложения, независимо от того, каким членом предложения оно является: «я вижу которого»→«которого я вижу» (напр., «Человек, которого я вижу, мне не знаком»). 4. Два интерпретирующих компонента – логико-семантический и фонологический – которые обеспечивают связь языковой способности с механизмами понимания и порождения речи. В дальнейшем роль правил в Г. л. была резко снижена: вместо контекстно-свободной грамматики стали использоваться абстрактные принципы построения словосочетаний (напр., то, что всякое полное грамматич. словосочетание должно включать ровно одно слово-вершину), а из всего многообразия трансформаций осталась единственная трансформация передвижения (или, в последних версиях Г. л., – копирования). При этом возросла роль контекстных ограничений на применение грамматич. правил.
Вариант генеративной теории, предложенный Н. Хомским в 1990-е гг. («минималистская программа»), сохраняет лишь 2 минимально необходимых «интерфейсных» уровня, обеспечивающих связь языка с др. интеллектуальными механизмами, – фонологич. форму и логич. форму. Модель грамматики включает словарь и вычислит. систему, которая осуществляет пошаговую деривацию («сборку») предложений с последующей проверкой правильности полученных структур.
Хотя в центре внимания Г. л. находится теория грамматики, она оказала определяющее влияние на мн. направления фонологии, семантики, психолингвистики и философии языка. Начиная с 1960-х гг. Г. л. – господствующее лингвистич. направление в США (Р. Джэкендофф, К. Хейл, Х. Ласник и др.; ранние работы Дж. Лакоффа, Ч. Филмора, Дж. Р. Росса) и очень влиятельное – в Европе и в некоторых странах Азии [Т. Рейнхарт (Германия), Л. Рицци (Италия), М. Сайто (Япония) и др.]. Её осн. оппоненты, сторонники функциональной лингвистики и когнитивной лингвистики, полагают, что Н. Хомский игнорирует очевидную связь между структурой языка и его функциями, а также указывают, что мн. абстрактные гипотезы Г. л. недоказуемы и непроверяемы. Описат. методы Г. л. оказали влияние на развитие формальных направлений в отеч. языкознании 1960-х гг.; влияние её на рос. лингвистику значительно усилилось со 2-й пол. 1990-х гг.