ПОРОЖДЕ́НИЕ РЕ́ЧИ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОРОЖДЕ́НИЕ РЕ́ЧИ, 1) в психолингвистике и психологии речи – совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).
Существуют неск. концепций П. р. В психолингвистич. теориях, опирающихся на психологию бихевиоризма (в США), процессы П. р. понимаются как результат эмпирич. организации (под влиянием речевого опыта) речевых реакций (Б. Ф. Скиннер) или «наполнения» такими реакциями врождённой многоуровневой психофизиологич. системы (Ч. Э. Осгуд). В концепции Н. Хомского и его последователей П. р. – процесс последоват. реализации семантич., грамматич. и прагматич. правил, формирующихся у носителя языка на базе врождённых когнитивных структур.
В отеч. психолингвистике процессы П. р. связываются с деятельностным характером речи. Последоват. этапы П. р. соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реализацию плана и сопоставление результата с целью (контроль). П. р. осуществляется как иерархич. система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций. Процесс П. р. предполагает обязат. мотивированность и целенаправленность (что резко отличает отеч. психолингвистику от бихевиористской). П. р. носит эвристич. характер, т. е. при поставленной сознат. цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик П. р.); в этом отношении позиция отеч. психолингвистики чётко противостоит алгоритмич. пониманию П. р. Н. Хомским и его школой.
Фазовая структура П. р., впервые проанализированная Л. С. Выготским, включает «дограмматический» этап (план, замысел) внутр. программирования высказывания, задающий содержат. инвариант высказывания (текста).
Механизм выбора и организации слов в П. р. является, по эксперим. данным, вероятностным и связан с классами операций (поиск семантич. признаков слова, поиск их звуковых признаков и учёт их субъективной вероятностной характеристики). Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексич. единицу, либо создать новую (окказиональную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание последовательностью слов.
Механизм грамматич. конструирования высказывания также включает неск. классов операций: механизм грамматикализации программы, т. е. переход от неё к опорным словам высказывания; механизм закрепления грамматич. «обязательств», если они требуются структурой данного языка; механизм грамматич. прогнозирования высказывания; механизм перебора возможных прогнозов и их сопоставления с программой и др. факторами.
Процессы П. р. не замыкаются в рамках отд. высказывания, но предполагают программирование (и отчасти реализацию) целостного текста и его отд. содержат. «блоков». Это касается, в частности, функционально-синтаксич. аспекта порождения речи.
Процессы П. р. варьируются в языках разной структуры. Так, в языках типа вьетнамского или китайского практически отсутствуют грамматич. обязательства. Не совпадает в разных языках и соотношение «готовых» лексем, окказионализмов и семантич. перифраз. Это делает исследование П. р. исключительно важным для науч. обоснования преподавания неродного языка.
2) В экспериментальной фонетике – образование звуковых последовательностей, являющихся формой выражения (экспонентами) значимых единиц языка. Осн. этапы: программа артикуляторных движений, соответствующая планируемому высказыванию; реализация этой программы, т. е. превращение её в необходимые комбинации артикуляторных движений; наиболее изученный этап П. р. – образование звукового сигнала. Описание процесса П. р. предполагает исследование единиц П. р. и их соотношения с единицами языка, правил П. р., локализации функций управления П. р. в отделах головного мозга, а также функций разл. участков речевого тракта в образовании звукового сигнала.
Выделяются единицы нескольких уровней, организованных иерархически. Так, слог типа «согласный + гласный» является миним. произносит. единицей, реализация которой задаётся единым блоком управляющих команд; фонетич. слово – минимальной единицей организации слогов в целое, обеспечивает переход от семантически нефункциональных единиц к элементам смысловым; синтагма – минимальной произносит. единицей, при порождении которой смысловая целостность обеспечивается единой программой интонац. оформления. Осн. источник сведений о программах П. р. – характеристики конечного результата – речевых последовательностей. Правила П. р. определяются как универсальными свойствами речевого тракта человека, так и особенностями звуковой организации, характерными для данного языка. Совокупность этих правил, определяющих особенности фонетич. реализации значимых единиц, называется артикуляционной базой.
Сведения о локализации функций управления речепроизводством получают при изучении нарушений речи, наблюдаемых при поражениях разных участков мозга; напр., анализ речи больных с инактивированным левым или правым полушарием показывает, что сегментное (фонемное) управление связано с функцией левого полушария, а просодическая организация высказывания – с правым.