ПРОТАГО́Р ИЗ АБДЕР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОТАГО́Р (Πρωταγόρας) из Абдер (после 490 – после 421 до н. э.), др.-греч. мыслитель, педагог и законодатель, старейший из древних софистов (и первый, назвавший себя этим именем). Вёл жизнь странствующего лектора, преподавал и писал сочинения на темы теории познания, этики, политики, права, риторики, языкознания, долго жил в Афинах, был близок к кругу Перикла и по его поручению составил свод законов для греч. колонии Фурии в Юж. Италии в 444/443 до н. э. По одной версии, был обвинён в атеизме («нечестии»), осуждён за своё соч. «О богах» и приговорён к изгнанию, однако Платон изображает его дожившим до глубокой старости и окружённым всеобщим почётом в Афинах.
В античной философии П. – важнейший представитель феноменализма в теории познания, антропологизма в этике и философии права и поборник нар. правления (демократии), т. е. идейный антипод Платона. Сочинения П. не сохранились, его воззрения известны по немногочисл. фрагментам (цитатам) у позднейших авторов, прежде всего у Платона, который посвятил ему одноим. диалог («Протагор»), изображающий встречу и беседу П. с Сократом на тему добродетели. Автор знаменитого изречения «Человек есть мера всех вещей: действительных в том, что они действительны, недействительных в том, что они недействительны». Платон в диалогах «Теэтет» и «Кратил» сближал это изречение с гераклитовским «течением всех вещей» и интерпретировал его как принцип релятивизма и субъективизма: объективной истины не существует, для всякого верны только его собств. утверждения и ощущения. Такая интерпретация основана на понимании слова «человек» как индивидуального субъекта. Однако сам же Платон в «Законах» указывал на возможность принципиально другого (более правильного) понимания слова «человек» в смысле человеческого рода в противоположность богам. При таком понимании фрагмент не имеет ничего общего с субъективизмом, а провозглашает принцип антропологизма: человек, а не бог является критерием истины (действительности) и законодателем в сфере моральных и правовых ценностей, таких как «справедливость» и т. п. Антропоцентрич. тезис П. отменяет противопоставление «человеческого» (низшего) и «божественного» (высшего) знания (напр., у Парменида и Гераклита), к которому апеллировали консервативные мыслители (Платон и пифагорейцы), и провозглашает свободу морали от религии, а также служит обоснованием суверенного нар. волеизъявления в политике и законодательстве, не нуждающегося в божественной санкции (напр., Дельфийского оракула). В трактате «О первобытном состоянии человечества» П. развивал типичную для эпохи софистики теорию прогресса человеческого рода с переходом от состояния дикости и беззакония к цивилизации и праву без к.-л. помощи богов. В риторике и эристике (искусстве спора) П. описывал приёмы, как «повернуть» проигрышный тезис выигрышным, в грамматике впервые предложил деление имён на три рода: мужской, женский и «инструментальный» (т. е. средний).