ФО́РМА СЛО́ВА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФО́РМА СЛО́ВА, морфологическая разновидность слова (класса слов), несущая определённый комплекс категориальных грамматических значений, свойственных данной части речи. Напр., «несу» («читаю» и т. п.) – форма глагола 1-го лица ед. ч. изъявит. наклонения наст. вр. В более широком истолковании Ф. с. трактуется как выражение теми или иными формальными показателями принадлежности данного слова, а также др. слов, выступающих в данной форме, к определённой грамматической категории. Последняя формулировка охватывает не только формы одного и того же слова, но и формы разных слов, напр. формы рода существительных (см. Формообразование). В морфологии система форм данного слова (или класса слов) называется парадигмой.
Термин «Ф. с.» употребляется: 1) по отношению к тому или иному конкретному слову (напр., «руке»); в таких случаях используется также термин словоформа – данное слово в данной форме (как аналитической, так и неаналитической); 2) по отношению к определённому классу грамматических форм; напр., форма жен. рода ед. ч. дат. п. Эти употребления термина «Ф. с.» связаны друг с другом: форма как существующий в системе языка грамматич. образец (форма сравнит. степени; форма 2-го лица ед. ч. повелит. наклонения и т. п.) представлена в конкретных словах («сложнее», «ярче» и т. д.; «пиши», «иди» и т. п.).
Система противопоставленных друг другу рядов морфологич. форм с однородным грамматич. значением трактуется как морфологическая категория (ср., напр., ряды форм ед. и мн. ч. существительных, представляющие категорию числа).
Формы изменяемых слов имеют определённую морфологич. структуру: они распадаются на формообразующую основу и формальную часть, включающую аффиксы, в частности формообразующие суффиксы и окончания (флексии); напр., в форме слова пек-л-а формообразующую основу составляет корень пек-, а формальная часть включает суффикс -л- и окончание -а.
В составе парадигмы могут выступать формы с нулевым аффиксом, характеризующиеся «значимым отсутствием» того или иного материально выраженного показателя. Напр., в форме им. п. ед. ч. муж. рода «студент» выделяется нулевое окончание, отличающее эту форму от др. форм («студента», «студенту» и т. д.).
Различаются синтетич. (простые) и аналитич. (сложные) Ф. с. Синтетич. формы представлены одной словоформой (напр., «думаю», «пиши», «сестру»), аналитические – сочетанием форм знаменат. и служебного слов (напр., «буду думать», «писал бы», «о сестре»).
Отд. формы конкретных слов (словоформы), отличаясь друг от друга грамматич. значениями, могут совпадать по формальному выражению (напр., «ночи» – это форма род. п. ед. ч.; дат. п. ед. ч.; им. п. мн. ч.; вин. п. мн. ч.). В таких случаях проявляется омонимия форм.
Особое место занимают слова типа «кенгуру», «какао», «алиби». Они не распадаются на оснoву и формальную часть, не изменяются, так что в отдельно взятом слове формы разных падежей и чисел не различаются (за исключением аналитич. формы предл. п., напр., «о кенгуру»). Однако при употреблении таких слов могут быть определены (по роли в предложении и сочетаемости с др. словами) значения разных падежей и чисел (напр., «Кенгуру спит», «Любовались красивыми кенгуру»). Поскольку в рус. языке такие слова включаются в существующую систему форм падежа и числа, они рассматриваются как слова с омонимичными формами.
Термин «грамматическая форма» употребляется и в тех случаях, когда данное слово (класс слов) выступает в единственной имеющейся у этого слова (класса слов) форме. К числу слов, обладающих грамматич. формой, относятся и неизменяемые слова типа «вчера», «увы», «над», «и», «но». Сама неизменяемость таких слов, а также характерная для них сочетаемость придают им грамматич. оформленность (ср. наречие «дóма» и существительное в форме род. п. ед. ч. «дóма»).