ФОРМООБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОРМООБРАЗОВА́НИЕ, образование форм слов. Термин имеет разл. истолкования. Согласно одной из точек зрения (принадлежащей в т. ч. А. А. Реформатскому, Л. В. Щербе), Ф. понимается как образование грамматических форм одного и того же слова (напр., форм наклонения, времени, лица, числа и рода глагола; форм рода, числа и падежа имён прилагательных). Т. о., термин «Ф.» по своему содержанию оказывается близким к термину словоизменение.
Согласно др. точке зрения (Ю. С. Маслов, А. В. Бондарко), понятие Ф. охватывает не только формы одного и того же слова, но и формы разных слов; ср. формы имён существительных муж., ср. и жен. рода («стол», «окно», «стена»), образование глаголов сов. и несов. вида («строить» – «построить», «рассказать» – «рассказывать»), в т. ч. непарных («строить» – «достроить», «застроить» и т. п.), образование страдат. залога при помощи постфикса -ся (напр., «изучать» – «изучаться», «рассматривать» – «рассматриваться», «устанавливать» – «устанавливаться»). Данная трактовка Ф. предполагает, что образование грамматич. форм осуществляется как при словоизменении, так и при словообразовании. Т. о., понятие Ф. частично пересекается, с одной стороны (поскольку речь идёт о формах одного и того же слова), с понятием «словоизменение», а с другой (поскольку имеются в виду формы разных слов) – с понятием «словообразование». В связи с этим возможно разграничение словоизменит. и несловоизменит. (классификационного) формообразования.
В рус. языке осн. средства Ф. – формообразующие аффиксы, в частности суффиксы и окончания, присоединяемые к основе слова (напр., нес-ти, вод-ы). Формообразующими и вместе с тем словообразующими являются префиксы (приставки), используемые при образовании глаголов сов. вида (напр., «делать» – с-делать), а также постфикс -ся, используемый при образовании страдат. залога (напр., «записывать» – «записывать-ся»). В сочетании с аффиксацией может использоваться чередование фонем (напр., «собрать» – «собирать», «содрать» – «сдирать») и перемещение ударения (напр., «перерéзать» – «перерезáть», «перерéжу» – «перерезáю»). Одно из средств Ф. – аналитич. (сложные) формы (напр., «будет думать», «думал бы»). Возможно образование форм одного и того же слова от разных корней (напр., «иду» – «шёл», «я» – «меня», «хороший» – «лучше»); такое образование форм называется супплетивизмом.