Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРМООБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 487

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Бондарко

ФОРМООБРАЗОВА́НИЕ, об­ра­зо­ва­ние форм слов. Тер­мин име­ет разл. ис­тол­ко­ва­ния. Со­глас­но од­ной из то­чек зре­ния (при­над­ле­жа­щей в т. ч. А. А. Ре­фор­мат­ско­му, Л. В. Щер­бе), Ф. по­ни­ма­ет­ся как об­ра­зо­ва­ние грам­ма­ти­че­ских форм од­но­го и то­го же сло­ва (напр., форм на­кло­не­ния, вре­ме­ни, ли­ца, чис­ла и ро­да гла­го­ла; форм ро­да, чис­ла и па­де­жа имён при­ла­га­тель­ных). Т. о., тер­мин «Ф.» по сво­ему со­дер­жа­нию ока­зы­ва­ет­ся близ­ким к тер­ми­ну сло­во­из­ме­не­ние.

Со­глас­но др. точ­ке зре­ния (Ю. С. Ма­с­лов, А. В. Бон­дар­ко), по­ня­тие Ф. ох­ва­ты­ва­ет не толь­ко фор­мы од­но­го и то­го же сло­ва, но и фор­мы раз­ных слов; ср. фор­мы имён су­ще­ст­ви­тель­ных муж., ср. и жен. ро­да («стол», «ок­но», «сте­на»), об­ра­зо­ва­ние гла­го­лов сов. и не­сов. ви­да («стро­ить» – «по­стро­ить», «рас­ска­зать» – «рас­ска­зы­вать»), в т. ч. не­пар­ных («стро­ить» – «до­строить», «за­стро­ить» и т. п.), об­ра­зо­ва­ние стра­дат. за­ло­га при по­мо­щи пост­фик­са -ся (напр., «изу­чать» – «изу­чать­ся», «рас­смат­ри­вать» – «рас­смат­ри­вать­ся», «ус­та­нав­ли­вать» – «ус­та­нав­ли­вать­ся»). Дан­ная трак­тов­ка Ф. пред­по­ла­га­ет, что об­ра­зо­ва­ние грам­ма­тич. форм осу­ще­ст­в­ля­ет­ся как при сло­во­из­ме­не­нии, так и при сло­во­об­ра­зо­ва­нии. Т. о., по­ня­тие Ф. час­тич­но пе­ре­се­ка­ет­ся, с од­ной сто­ро­ны (по­сколь­ку речь идёт о фор­мах од­но­го и то­го же сло­ва), с по­ня­ти­ем «сло­во­из­ме­не­ние», а с дру­гой (по­сколь­ку име­ют­ся в ви­ду фор­мы раз­ных слов) – с по­ня­ти­ем «сло­во­об­ра­зо­ва­ние». В свя­зи с этим воз­мож­но раз­гра­ни­че­ние сло­во­из­ме­нит. и не­сло­во­из­ме­нит. (клас­си­фи­ка­ци­он­но­го) фор­мо­об­ра­зо­ва­ния.

В рус. язы­ке осн. сред­ст­ва Ф. – фор­мо­об­ра­зую­щие аф­фик­сы, в ча­ст­но­сти суф­фик­сы и окон­ча­ния, при­сое­ди­няе­мые к ос­но­ве сло­ва (напр., нес-ти, вод-ы). Фор­мо­об­ра­зую­щи­ми и вме­сте с тем слово­об­ра­зую­щи­ми яв­ля­ют­ся пре­фик­сы (при­став­ки), ис­поль­зуе­мые при об­ра­зо­ва­нии гла­го­лов сов. ви­да (напр., «де­лать» – с-де­лать), а так­же пост­фикс -ся, ис­поль­зуе­мый при об­ра­зо­ва­нии стра­дат. за­ло­га (напр., «за­пи­сы­вать» – «за­пи­сы­вать-ся»). В со­че­та­нии с аф­фик­са­ци­ей мо­жет ис­поль­зо­вать­ся че­ре­до­ва­ние фо­нем (напр., «со­брать» – «со­би­рать», «со­драть» – «сди­рать») и пе­ре­ме­ще­ние уда­ре­ния (напр., «пе­рерéзать» – «пе­ре­резáть», «пе­рерéжу» – «пе­ре­резáю»). Од­но из средств Ф. – ана­ли­тич. (слож­ные) фор­мы (напр., «бу­дет ду­мать», «ду­мал бы»). Воз­мож­но об­ра­зо­ва­ние форм од­но­го и то­го же сло­ва от раз­ных кор­ней (напр., «иду» – «шёл», «я» – «ме­ня», «хо­ро­ший» – «луч­ше»); та­кое об­ра­зо­ва­ние форм на­зы­ва­ет­ся суп­пле­ти­виз­мом.

Лит.: Бон­дар­ко А. В. Фор­мо­об­ра­зо­ва­ние, сло­во­из­ме­не­ние и клас­си­фи­ка­ция мор­фо­ло­ги­ческих ка­те­го­рий. (На ма­те­риа­ле рус­ско­го языка) // Во­про­сы язы­ко­зна­ния. 1974. № 2; Ви­но­гра­дов В. В. О фор­мах сло­ва // Ви­но­гра­дов В. В. Ис­сле­до­ва­ния по рус­ской грам­ма­ти­ке. Избр. тр. М., 1975; Жир­мун­ский В. М. О гра­ни­цах сло­ва // Жир­мун­ский В. М. Об­щее и гер­ман­ское язы­ко­зна­ние. Л., 1976; За­лиз­няк А. А. Рус­ское имен­ное сло­во­из­ме­не­ние: С при­ло­же­ни­ем избр. ра­бот по со­вре­мен­но­му рус­ско­му язы­ку и об­ще­му язы­ко­зна­нию. М., 2002; он же. Грам­ма­ти­че­ский сло­варь рус­ско­го язы­ка. 6-е изд. М., 2009; Рус­ская грам­ма­ти­ка. 2-е изд. М., 2005. Т. 1; Мас­лов Ю. С. Вве­де­ние в язы­ко­зна­ние. 6-е изд. М.; СПб., 2007; Ре­фор­мат­ский А. А. Вве­де­ние в язы­ко­ве­де­ние. 5-е изд. М., 2008; Щер­ба Л. В. Оче­ред­ные про­бле­мы язы­ко­ве­де­ния // Щер­ба Л. В. Язы­ко­вая сис­те­ма и ре­че­вая дея­тель­ность. 4-е изд. М., 2008.

Вернуться к началу