КУА́ЙН УИЛЛАРД ВАН ОРМАН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУА́ЙН (Quine) Уиллард ван Орман (25.6.1908, Акрон, штат Огайо – 25.12.2000, Бостон), амер. философ и логик, представитель аналитической философии. Окончил Гарвардский ун-т (1932), ученик А. Н. Уайтхеда. Преподавал в Гарвардском ун-те (1936–78, проф. c 1948). Испытал влияние прагматизма, а также логич. позитивизма (в нач. 1930-х гг. участник Венского кружка), доктрина которого в дальнейшем была подвергнута им критике. В 1951 в ст. «Две догмы эмпиризма» выступил, во-первых, против разграничения аналитич. предложений, истинность которых зависит только от значения составляющих их терминов, и синтетич. предложений, основывающихся на фактах; во-вторых, против сведения смысла предложения к значениям составляющих его терминов, указывающих на непосредств. чувственный опыт субъекта. Источник этих «догм» К. видел в ошибочной установке рассматривать отд. предложения, отвлекаясь от их роли в контексте целостной языковой системы или теории, каковая только и подлежит проверке в науке.
Определяя свою филос. позицию как натурализм, К. широко использовал данные лингвистики, антропологии, бихевиористской психологии. Язык рассматривался им как важнейшая форма человеческого поведения, а наука – как один из путей приспособления организма к окружающей среде. Лингвистич. нативизму Н. Хомского К. противопоставил учение о языке как комплексе приобретённых диспозиций к вербальному поведению. Он ввёл понятие «стимульного значения» – совокупности внешних стимулов, которые вызывают согласие или несогласие с произносимой фразой, и в этой связи исследовал проблему синонимии как тождества таких значений для говорящих на одном языке. В работах по формальной логике К. отстаивал экстенсиональный подход, критикуя интенсиональные логики (включая модальную логику).
Большой резонанс вызвали исследования К. в области онтологии, характер которой, по К., определяется «концептуальной схемой» языка. На языке экстенсиональной логики К. сформулировал знаменитый тезис: «Быть – значит быть значением связанной переменной». При принятии той или иной теории предпочтение отдаётся тем онтологиям, которые удовлетворяют критериям простоты, экономичности и лучшей согласованности с имеющимся корпусом науч. знаний. Связывая онтологич. проблематику с вопросом о переводимости языков (естественных или искусственных) и подчёркивая принципиальную «неопределённость перевода» в случае «радикально» различающихся языков, К. отмечал «непрозрачность» референции, т. е. отношения между словом и тем, что это слово обозначает (тезис «онтологической неопределённости»).