Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УА́ЙТХЕД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 642-643

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: H. С. Юлина

УА́ЙТХЕД (Whitehead) Ал­фред Норт (15.2.1861, Рамс­гейт, граф­ст­во Кент – 30.12.1947, Кем­бридж, штат Мас­са­чу­сетс, США), англ. ма­те­ма­тик, ло­гик и фи­ло­соф, соз­да­тель ор­га­низ­ми­че­ской сис­те­мы ме­та­фи­зи­ки. Ро­дил­ся в се­мье анг­ли­кан­ско­го свя­щен­ни­ка. Окон­чил Кем­бридж­ский ун-т (1884), где за­тем пре­по­да­вал ма­те­ма­ти­ку; сре­ди его уче­ни­ков – Б. Рас­сел и Дж. М. Кейнс. С 1911 пре­по­да­вал при­клад­ную ма­те­ма­ти­ку и ме­ха­ни­ку в Лон­дон­ском ун-те, проф. с 1914. В 1924–37 проф. Гар­вард­ско­го ун-та (США).

Сре­ди ло­ги­ко-ма­те­ма­тич. со­чи­не­ний У. гл. ме­сто за­ни­ма­ет на­пи­сан­ный совм. с Б. Рас­се­лом фун­дам. труд «Рrin­сiрiа ma­thematica» (vol. 1–3, 1910–13; рус. пер. 2005–06), оп­ре­де­лив­ший всё даль­ней­шее раз­ви­тие ма­те­ма­тич. ло­ги­ки в 20 в. В ра­бо­тах по фи­ло­со­фии нау­ки «Принци­пы по­зна­ния при­ро­ды» («An enquiry concerning the principles of na­tu­ral knowledge», 1919) и «По­ня­тие при­ро­ды» («The Concept of nature», 1920) У. под­верг кри­ти­ке «ошиб­ку уд­вое­ния при­ро­ды» на опыт­ную и кау­заль­ную: ес­теств. нау­ка долж­на быть не спе­ку­ля­ци­ей о кау­заль­ных ис­точ­ни­ках опы­та, а объ­яс­не­ни­ем его со­дер­жа­ния, аб­ст­ракт­ные же объ­ек­ты сле­ду­ет оп­ре­де­лять в тер­ми­нах на­блю­дае­мых чув­ст­вен­ных дан­ных. В ра­бо­те «Прин­цип от­но­си­тель­но­сти» («The principle of relativity», 1922) У. счи­тал не­об­хо­ди­мой ре­ви­зию фи­лос. язы­ка в свя­зи с но­вой си­туа­ци­ей в фи­зи­ке; объ­ек­ты долж­ны рас­смат­ри­вать­ся не как еди­нич­ные со­бы­тия, а как мо­ди­фи­ка­ции всех со­бы­тий в по­то­ке, в ко­то­ром они на­хо­дят­ся.

Пе­ре­езд в США был свя­зан с воз­рос­шим ин­те­ре­сом У. к ме­та­фи­зи­че­ски-кос­мо­ло­гич. про­бле­ма­ти­ке и за­мыс­лом фи­лос. сис­те­мы, ко­то­рая да­ва­ла бы син­тез зна­ния 20 в. и сни­ма­ла тра­диц. про­ти­во­пос­тав­ле­ния че­ло­ве­ка и ми­ра, при­ро­ды и об­ще­ст­ва, нау­ки, фи­ло­со­фии и ре­ли­гии. У. об­ра­тил­ся к изу­че­нию но­вых для не­го об­лас­тей – био­ло­гии, пси­хо­ло­гии, ис­кус­ст­ва, ли­те­ра­ту­ры, по­ли­тич. тео­рий, тео­ло­гии и ре­ли­гии («Religion in the making» – «Ре­ли­гия в со­зи­да­нии», 1926; «Adventures of ideas» – «При­клю­че­ния идей», 1933, рус. пер. 2009; «Mo­des of thought» – «Мо­ду­сы мыс­ли», 1938). В гл. тру­де – «Про­цесс и ре­аль­ность. Очерк кос­мо­ло­гии» («Process and reality. An essay in cosmology», 1929) У. про­ти­во­пос­та­вил «нью­то­нов­ской» ме­ха­ни­стич. кар­ти­не ми­ра ор­га­низ­мич. по­ни­ма­ние бы­тия как не­пре­рыв­но­го ста­нов­ле­ния, в про­цес­се ко­то­ро­го про­ис­ходит ин­те­гра­ция бес­чис­лен­ных ре­аль­но­стей, су­ще­ст­вую­щих во Все­лен­ной, с Бо­гом. От­верг­нув при этом тра­диц. хри­сти­ан­ское пред­став­ле­ние о Бо­ге, У. ввёл в кос­мо­ло­гич. ме­та­фи­зи­ку по­ня­тие Бо­га как из­на­чаль­но­го ис­точ­ни­ка по­тен­ци­аль­ной но­виз­ны во Все­лен­ной и со­уча­ст­ни­ка творч. эво­лю­ции ми­ра, те­лео­ло­гич. про­цес­са его со­вер­шен­ст­во­ва­ния: Бог, по У., «не соз­да­ёт мир, он спа­са­ет его, или, бо­лее точ­но, он – по­эт ми­ра, мяг­ко и тер­пе­ли­во ру­ко­во­дя­щий им в со­от­вет­ст­вии со сво­им ви­де­ни­ем ис­ти­ны, кра­со­ты и бла­га». В мно­го­об­ра­зии разл. ас­пек­тов опы­та У. вы­де­лил в ка­че­ст­ве ос­нов­ных его ком­по­нен­тов «ак­ту­аль­ные со­бы­тия» – ин­ди­ви­ду­аль­ные фак­ты жиз­ни, про­ни­зан­ные «чув­ст­вом» и на­хо­дя­щие­ся в про­цес­се са­мо­раз­ви­тия (в этом У. срав­ни­вал свою кон­цеп­цию с мо­на­до­ло­ги­ей Г. В. Лейб­ни­ца), и иде­аль­ные «веч­ные объ­ек­ты» (ана­ло­ги пла­то­нов­ских идей) – ак­тив­ные по­тен­ции, сра­ще­ние ко­то­рых («кон­крес­цен­ция») с «ак­ту­аль­ны­ми со­бы­тия­ми» при­да­ёт по­след­ним ка­че­ст­вен­ную спе­ци­фи­ку. В кон­крес­цен­ции при­сут­ст­ву­ют так­же це­ле­по­ла­га­ние и сво­бод­ный вы­бор.

Про­гресс в раз­ви­тии ци­ви­ли­за­ции У. ста­вил в за­ви­си­мость от то­го, в ка­кой ме­ре лю­ди бу­дут под­клю­чать­ся к «при­клю­че­нию идей» и оце­ни­вать про­бле­мы на­стоя­ще­го в све­те вы­зре­ваю­щей но­виз­ны. Этич. цель сво­ей «фи­ло­со­фии ор­га­низ­ма» У. ви­дел в том, что­бы по­мочь лю­дям об­рес­ти цель­ность жиз­ни, уча­ст­вуя в её твор­че­ст­ве. В кн. «Це­ли об­ра­зо­ва­ния и дру­гие очер­ки» («The Aims of education and other essays», 1929) У., пе­ре­кли­ка­ясь с Дж. Дьюи, глав­ным в обу­че­нии счи­тал не пас­сив­ное ус­вое­ние ус­то­яв­ших­ся ис­тин, а во­вле­че­ние уча­щих­ся в ре­ше­ние про­блем и ин­тен­си­фи­ка­цию во­об­ра­же­ния.

«Фи­ло­со­фия про­цес­са» У. ока­за­ла ши­ро­кое влия­ние на анг­ло-амер. фи­лос. и бо­го­слов­скую мысль, спо­соб­ст­во­вав, в ча­ст­но­сти, воз­ник­но­ве­нию про­тес­тант­ской «тео­ло­гии про­цес­са» [амер. бо­го­сло­вы Ч. Харт­шорн (Хар­тс­хорн; 1897–2000); Дж. Кобб (р. 1925); Ш. Огден (р. 1928); Д. Р. Гриф­фин (р. 1939); и др.].

Соч.: Вве­де­ние в ма­те­ма­ти­ку. П., 1916; Science and the modern world. N. Y., 1925; The function of reason. Princeton, 1929; Nature and life. Chi., 1934; Essays in science and philosophy. N. Y., 1947; Избр. ра­бо­ты по фи­лосо­фии. M., 1990; Сим­во­лизм, его смысл и воз­дей­ст­вие. Томск, 1999.

Лит.: The philosophy of A. N. Whitehead / Ed. by P. A. Schilpp. La Salle, 1951; Palter R. M. Whitehead’s philosophy of science. Chi., 1960; Emmet D. M. Whitehead’s philosophy of organism. 2nd ed. L.; N. Y., 1966; Hartshorne C. Whitehead’s philosophy: Selected essays, 1935–1970. Lincoln, 1972; Hall D. L. The ci­vilization of experience: A Whiteheadian theory of culture. N. Y., 1973; Lowe V. A. N. Whitehead: The man and his work. Balt., 1985–1990. Vol. 1–2; Mesle C. R., Cobb J. B. Process theo­logy: A basic introduction. St. Louis, 1993; Jones Judith A. Intensity: An essay in White­headian ontology. Nashville, 1998; Physics and Whitehead: Quantum, process, and experience / Ed. T. E. Eastman, H. Keeton. Albany, 2004; Handbook of Whiteheadian process thought / Ed. M. Weber, W. Desmond. Frankfurt; Lancaster, 2008. Vol. 1–2; Mesle C. R. Process-relational philosophy: An introduction to A. N. Whitehead. West Consho­hocken, 2008; McHenry L. The event universe: The revi­sionary metaphysics of A. N. Whitehead. Edinburgh, 2015.

Вернуться к началу