НАТУРАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАТУРАЛИ́ЗМ, 1) направление в европ. и амер. литературе и искусстве последней трети 19 в., декларировавшее стремление к максимально точному и беспристрастному отображению действительности. Становление Н. связано с успехами естествознания (в т. ч. с распространением эволюционной теории Ч. Дарвина) и с утверждением идей позитивизма. Худож. программа Н. последовательно противопоставлялась нормативной эстетике классицизма, «идеализму» романтич. культуры, а также «ограниченному» реализму. Пути обновления искусства сторонники Н. усматривали в заимствовании методов естеств. наук (прежде всего – науч. эксперимента) как единственно достоверного знания о мире и человеке.
Как направление в литературе Н. зародился во Франции. Его эстетич. основой стало предисловие к «Истории английской литературы» И. Тэна (1863). Наивысшего расцвета Н. достиг в творчестве писателей Меданской группы; принципы Н. разделяли бр. Гонкур, А. Доде, О. Мирбо, Л. Декав и др. Самым значит. теоретиком Н. стал Э. Золя, опиравшийся на худож. опыт О. де Бальзака, Г. Флобера, Стендаля, а также труды философов и естествоиспытателей О. Конта, Г. Спенсера, К. Бернара и др.: предисловие к роману «Тереза Ракен», 1867; сб-ки статей «Экспериментальный роман», 1880, «Романисты-натуралисты», 1881, и др.
Согласно установкам натуралистов, стоявших на позициях детерминизма, судьба человека фатально предопределена, с одной стороны, его физиологич. природой (прежде всего наследственностью), с другой – средой его существования. Писатель не наблюдает жизнь и не выносит о ней к.-л. морального суждения, но, подобно учёному, ставит эксперимент: он подвергает человека воздействию внешних факторов и следит за механизмами его адаптации к условиям жизни. Дабы избежать искажающего воздействия воображения, натуралисты отказывались от типизации и обобщений, перегружая произведения специфич. подробностями (Э. Золя специально изучал условия труда шахтёров и ж.-д. рабочих при создании романов «Жерминаль» и «Человек-зверь»; бр. Гонкур на основании мед. изысканий скрупулёзно описали обстоятельства смерти гл. героини в «Жермини Ласерте» – первом «научном» романе). В результате худож. произведение должно было стать собранием «человеческих документов», результатом проведённого писателем опыта.
Наиболее последовательно воплотившись в прозе, Н. нашёл отражение и в драматургии: пьесы А. Стриндберга («Отец», 1887, и др.) в Швеции, Г. Гауптмана («Перед восходом солнца», 1889, «Ткачи», 1892, и др.), А. Хольца («Семья Зелике», 1890, совм. с Й. Шлафом) в Германии, Б. Шоу («Профессия миссис Уоррен», 1894) в Великобритании. Принципы натуралистич. драмы теоретически осмыслены в статьях ставившего свои романы на сцене Э. Золя (сб. «Натурализм в театре», 1881), в предисловии к пьесе «Фрёкен Юлия» Стриндберга (1888), в ст. «Квинтэссенция ибсенизма» Шоу (1891).
Н. проявился также в творчестве Ф. Норриса, Т. Драйзера, С. Крейна в США, Дж. Р. Гиссинга, Дж. Мередита, Дж. Мура в Великобритании, К. Лемонье в Бельгии, Э. Пардо Басан, А. Паласио Вальдеса в Испании, Ж. М. Эса ди Кейроша в Португалии. В Италии аналогичным Н. лит. движением стал веризм. В России натуралистич. тенденции обнаруживаются в творчестве П. Д. Боборыкина, активного пропагандиста «золаизма» (курс лекций «Реальный роман во Франции», 1876, и др.), Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Несмотря на то что Н. часто подвергался ожесточённой критике как направление, популяризирующее бездуховность (Ф. Брюнетьер, Ж. К. Гюисманс, П. Бурже, А. Бергсон и мн. др.), его эстетич. установки (в частности, требование неизбирательного отображения реальности – «куска жизни», ведущее к ослаблению сюжетности, а также отстранённая, «протокольная» манера повествования), существенно расширили тематич. и стилистич. возможности лит-ры, обогатили её новыми приёмами и средствами изображения. В кон. 1880-х гг. Н., утрачивая чёткость своих теоретич. принципов, начинает сближаться с импрессионизмом, символизмом, с лит-рой декаданса.
Н. в театре явился продуктом эволюции миметич. эстетики, восходящей в своих осн. положениях к «Поэтике» Аристотеля и театру барокко (культ сценич. иллюзии). Исторически Н. с его принципом создания единой пространственной среды для всех персонажей стал первой эстетикой режиссёрского театра, пришедшего на смену традиц. актёрскому театру. Первой версией сценич. Н. стал «археологический натурализм» постановок Ч. Кина (см. Кин) в 1850–1859. Программные постановки натуралистич. театра осуществили герцог Георг II и Л. Кронек (см. Мейнингенский театр), А. Антуан, О. Брам. В эстетике Н. творил ранний М. Рейнхардт. Гастроли Мейнингенского театра в России (1890) оказали влияние на молодого К. С. Станиславского, сформулировавшего впоследствии ключевой для натуралистич. театра принцип «четвёртой стены». Осмысление Н. с точки зрения театральной практики предпринял Антуан (ст. «Беседа о режиссуре», 1903).
Стремление к историч., этнографич. и бытовой достоверности, к детальному воссозданию объективной действительности обусловило использование в декорационном оформлении предметов повседневного обихода: окровавленные бычьи туши в «Мясниках» А. Антуана (1888) и др. Но хотя натуралистич. театр пытается скрыть всё, что могло бы напомнить зрителю об условности происходящего на сцене, маскируя даже линию рампы, искомый им «эффект реальности» достигается за счёт усиления сценич. иллюзии. Исповедуя принцип жизнеподобия, Н. в действительности ориентирован на создание тотальной сценич. иллюзии.
Для Н. как стиля актёрской игры характерны видимое тождество актёра и персонажа, отказ от патетики и декламации, воспроизведение речевых оборотов и интонаций повседневной разговорной речи с сохранением её синтаксич. и диалектальных особенностей, выстраивание внешнего облика, речи и поведения персонажа, исходя из его социального статуса. На смену традиционной для актёрского театра системе амплуа в натуралистич. театре пришли индивидуализиров. характеры, разрабатываемые даже для статистов, занятых в массовых сценах (которые сами по себе также были нововведением Н.).
Как исторически локальное явление сценич. Н. исчерпал себя в нач. 20 в. В сер. 20 в. тенденции Н. были подхвачены т. н. театром повседневности 1970-х гг. в его разнообразных проявлениях – от документального репортажа до исповедальных, лирич. форм острой социальной критики. В театре кон. 20 – нач. 21 вв. к эстетике Н. обращаются Н. В. Коляда, А. Херманис и др., активно развиваются разл. формы документального театра (в частности, т. н. вербатим).
2) Термин «Н.» в нестрогом значении связывается также с детальным изображением в произведениях иск-ва отталкивающих сторон жизни, разного рода патологий, извращений, сцен насилия.