БЕРГСО́Н АНРИ ЛУИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРГСО́Н (Bergson) Анри Луи (18.10.1859, Париж – 4.1.1941, там же), франц. философ и психолог, представитель интуитивизма, в ряде аспектов близкого философии жизни. Получил образование в Высшей нормальной школе (1878–81). Проф. Коллеж де Франс (1900–14), член Франц. академии (1914), президент Академии моральных и политич. наук (1914). В 1922 избран первым президентом Междунар. комиссии по интеллектуальному сотрудничеству (в рамках Лиги Наций).
Уже в дис. «Опыт о непосредственных данных сознания» («Essai sur les données immédiates de la conscience», 1889), полемизируя с механистич. психологией, Б. выдвинул концепцию длительности как конкретного времени, составляющего сущность человеческого сознания. Сознание, представшее как непрерывная изменяющаяся реальность, целостность которой обеспечивается её временно́й организацией, взаимодействием прошлых и настоящих состояний, включает в себя множество слоёв – от глубинных, являющихся средоточием свободы и творчества, до поверхностных, определяемых практически-социальными потребностями и языком. Лишь ко внешним уровням приложимы детерминистские описания, в сфере же глубинной духовной жизни действует «динамическая причинность», фактически тождественная свободе. Эта модель сознания стала для Б. гл. инструментом в решении филос. проблем.
В работе «Материя и память» («Matière et mémoire», 1896) представлено онтологич. учение, навеянное идеями стоиков и Г. В. Лейбница и описывающее отношения сознания и материи под углом зрения активности памяти, рассматриваемой как духовное измерение универсума. Мир выступает как иерархия длительностей, высшие уровни которой характеризуются предельным напряжением сознания, а низший – ничтожно малой интенсивностью, фактически переходящей в экстенсивность, материальное протяжение. Исходный пункт познания образует «чистое восприятие», над которым надстраивается интеллект с его практически и социально обусловленными операциями. Процесс познания описан как сложное взаимодействие восприятия и памяти, причём мозг не порождает представления, а является орудием действия, как и само тело, тесно связанное с настоящим и ориентирующее сознание на практич. деятельность.
В «Творческой эволюции» («L’Évolution créatrice», 1907, рус. пер. 1914) изложена концепция эволюц. процесса, созданная под влиянием Плотина и принёсшая Б. мировую известность. В противовес механистич. и телеологич. трактовкам эволюции Б. описывает её при помощи метафоры «жизненного порыва», реализующей высказанную в «Опыте» идею динамич. причинности. Процесс эволюции представлен как «поток жизни», характеризуемый динамич. взаимодействием первичного импульса – жизненного порыва – и косной материи, препятствующей его движению (там, где сопротивление материи пересилило порыв, возникает тупик: поступат. развитие сменяется круговоротом). Источник жизненного порыва – сверхсознание, т. е. сверхчеловеческая длительность, понимаемая как онтологич. основа мира, Абсолют, «живая вечность». Б. выделяет три осн. направления жизненного потока: чувствительность, интеллект и инстинкт. Т. о., интеллект и инстинкт (из которого развивается интуиция) предстают как разл. формы жизни, которым уже генетически свойственны противоположные функции. Интеллект (гл. орудие науки), имеющий дело с искусств. системами, неживой материей и способный лишь к познанию отношений, к механич. фабрикации, может добиться в этой сфере полного знания, но не в состоянии постичь естеств. системы, саму жизнь, эволюцию, сознание. Это – прерогатива интуиции и опирающейся на неё философии. В основе всех филос. систем лежат частные интуиции, объединение которых может привести к созданию философии будущего, призванной постичь реальное единство универсума. В развитии интуиции и связанных с ней творч. способностей человека Б. видит гл. условие развития мира, преодоления тенденций к круговороту, регрессу.
Возможность прогресса человеческого общества стала центр. темой поздней работы Б. «Два источника морали и религии» («Les deux sources de la morale et de la religion», 1932), где рассматриваются две осн. модели социальности – закрытые и открытые общества – и соответствующие им формы морали и религии: статическая и динамическая. Представление о тупиках эволюции распространяется здесь на закрытые общества, где господствуют авторитаризм, жёсткая субординация и координация элементов, а гл. объединяющим принципом является национализм. Функция статич. морали и религии – обеспечение социальной солидарности, дисциплины и порядка, подчинение абсолютной власти вождя. В закрытых обществах движение сменяется круговоротом и застывает в устойчивых и не подлежащих пересмотру формах. Прогресс возможен только в открытых обществах, которые представляют собой высшую форму социальности, не подавляющую личность, но, напротив, выявляющую её творч. способности. Гл. принципом действующей здесь динамич. морали является любовь к человечеству, а носители этой морали – избранные личности, среди которых Б. выделяет пророков Израиля, др.-греч. мудрецов, христианских мистиков. В них воплощены моральные идеалы, в следовании которым Б. видит единственную возможность достичь гармонии и свободы и противостоять «механизации души», искусств. потребностям, вызванным преимуществ. развитием «тела» человечества.
Б. оказал глубокое влияние на культурную и интеллектуальную атмосферу во Франции и др. странах; воздействие его идей испытали П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, А. Тойнби, К. Поппер, Дж. Сантаяна, М. Мерло-Понти, А. Уайтхед, А. Шюц, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и многие др. мыслители и писатели. Нобелевская пр. по литературе (1927).