ТО́ЙНБИ АРНОЛД ДЖОЗЕФ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТО́ЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (14.4.1889, Лондон – 22.10.1975, Йорк), англ. историк и социолог. Окончил Оксфордский ун-т (1911), где с 1912 преподавал древнюю историю. В 1915–19 работал в Мин-ве иностр. дел, участвовал в Парижской мирной конференции 1919–1920. Проф. Лондонского ун-та (1919–24). В 1921–1922 в качестве корреспондента «The Manchester Guardian» освещал события греко-турецкой войны 1919–22, опубликовав в 1922 кн. «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» («The western question in Greece and Turkey: A study in the contact of civilizations»). С 1925 проф. всемирной истории Лондонской школы экономики и директор Королевского ин-та междунар. отношений (1925–55).
В фундам. «Исследовании истории» («A study of history», vol. 1–12, 1934–61) Т. вслед за О. Шпенглером попытался осмыслить историч. развитие человечества в духе культурологич. плюрализма – убеждения в многообразии форм социальной организации, представленных совокупностью локальных цивилизаций, каждая из которых проходит свой уникальный путь и имеет своеобразную систему ценностей, формируемую на основе её религии («стиль цивилизации – выражение её религии»).
Возникновение цивилизаций в результате мутации «примитивных обществ», произошедшее в бассейнах Нила, Евфрата и Тигра в 3-м тыс. до н. э., прервало господствовавшую до этого в жизни человечества разъединит. тенденцию, положив начало объединит. процессам. Важнейшим фактором становления и развития цивилизации Т. считал нахождение адекватных «ответов» на «вызовы», которые ставят перед ней природная среда или социально-историч. ситуация. Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации. При этом ни слишком благоприятные условия (слабый вызов), ни чересчур неблагоприятные (крайне суровый вызов) не способствуют развитию цивилизации. Осн. фазы этого развития (образцом для их выделения у Т. послужила история античности): возникновение, рост (прогрессирующее внутр. самоопределение цивилизации), «надлом», «упадок» и «разложение». Не всем цивилизациям удаётся пройти этот путь до конца. В числе первоначально выделенных им ок. 30 цивилизаций Т. различал развившиеся полностью, «несостоявшиеся» (напр., скандинавская) и «остановленные» в своём развитии (полинезийцы, эскимосы, кочевники и др.). Развившиеся цивилизации он разделял на независимые, родственно не связанные (6 из 21: египетская, андская, шумерская, минойская, китайская и майянская), и аффилированные, в той или иной степени связанные с предшествующими цивилизациями (индская, хеттская, сирийская, эллинская, западная, православная, иранская, арабская, дальневосточная и др.).
Движущей силой развития цивилизаций Т., следуя А. Бергсону, считал «творческое меньшинство», носитель «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на разл. «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Именно оно создаёт неповторимый духовный облик каждой цивилизации, находящий воплощение в её символах. В период начала и расцвета цивилизации власть сосредоточена в руках людей, обладающих дарованиями и заслугами, моральным авторитетом в обществе. С течением времени происходит постепенное ухудшение состава правящей элиты, она превращается в замкнутую самовоспроизводящуюся касту, «господствующее меньшинство», навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчуждённая же масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с варварской периферией («внешним пролетариатом») в конечном счёте разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от воен. поражения либо от естеств. катастроф. Однако роковой предопределённости в таком развитии событий нет; гибель цивилизации, по Т., можно отсрочить посредством рациональной политики правящего класса.
Прогресс человечества Т. усматривал в духовном совершенствовании, в эволюции от примитивных анимистич. верований через мировые религии к единой синкретич. религии будущего, религии пантеистич. типа, способствующей восстановлению гармонии человека с природой, которая была нарушена технологич. революцией.