Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНТАЯ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. С. Юлина

САНТАЯ́НА (Santayana) Джордж (наст. имя и фам. Хор­хе Агу­стин Ни­ко­лас Ру­ис де Сан­тая­на, Ruiz de Santayana) (16.12.1863, Мад­рид – 26.9.1952, Рим), амер. фи­ло­соф, писа­тель. Ро­дил­ся в се­мье исп. ди­пло­ма­та. С 1872 в США. Окон­чил Гар­вард­ский ун-т (1886), где за­тем пре­по­да­вал (1889–1912), уче­ник и кол­ле­га У. Джейм­са и Дж. Рой­са. С 1912 жил в Ев­ро­пе, гл. обр. во Фран­ции и Ита­лии, с 1925 в Ри­ме. Ав­тор ок. 30 про­из­ве­де­ний по эс­те­ти­ке, ре­ли­гии, он­то­ло­гии, гно­сео­ло­гии, со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, ро­ма­на «По­след­ний пу­ри­та­нин» («The last puritan», 1935), фи­лос. со­не­тов.

В соч. «Жиз­нь ра­зу­ма» («The life of reason», vol. 1–5, 1905–06), опи­ра­ясь на идеи эво­люц. на­ту­ра­лиз­ма и праг­ма­тиз­ма, раз­ви­вал идею о том, что все фор­мы куль­ту­ры яв­ля­ют­ся про­дук­та­ми по­ро­ж­даю­щей си­лы по­этич. во­об­ра­же­ния. Ти­пы че­ло­ве­че­ско­го опы­та – здра­вый смысл, со­ци­аль­ные воз­зре­ния, ре­ли­гия, ис­кус­ст­во и нау­ка – раз­ли­ча­ют­ся ме­ж­ду со­бой ха­рак­те­ром до­ми­ни­рую­ще­го им­пуль­са. В нау­ке до­ми­ни­ру­ет прак­тич. им­пульс, хо­тя учё­ный – это тот же ре­лиг. по­эт, под­няв­ший­ся до выс­ших уров­ней сим­во­ли­за­ции. Фи­ло­со­фия то­же срод­ни ис­кус­ст­ву: она нуж­на че­ло­ве­ку не для тео­ре­тич. объ­яс­не­ния ми­ра, а для вы­бо­ра мо­раль­но-эс­те­тич. по­зи­ции по от­но­ше­нию к не­му, это сво­его ро­да «не­цер­ков­ная ре­ли­гия».

Один из ав­то­ров сб. «Очер­ки кри­ти­че­ско­го реа­лиз­ма» («Essays in critical realism», 1920), в ко­то­ром в про­ти­во­стоя­нии нео­реа­лиз­му обос­но­вы­вал на­ли­чие в субъ­ект-объ­ект­ном от­но­ше­нии по­сред­ни­ка – иде­аль­ных сущ­но­стей. Те­ма «при­ро­да – че­ло­век – соз­на­ние – иде­аль­ное» и ус­та­нов­ка на со­че­та­ние на­ту­ра­лиз­ма и пла­то­низ­ма по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в кни­гах «Скеп­ти­цизм и жи­вот­ная ве­ра» («Scepticism and animal faith», 1923; рус. пер. 2001) и «Цар­ст­ва бы­тия» («The Realms of being», vol. 1–4, 1927–40). Че­ты­ре «цар­ст­ва» пред­став­ля­ют разл. ас­пек­ты че­ло­вече­ско­го опы­та – ма­те­ри­аль­но­го, пси­хо­ло­ги­че­ско­го, иде­аль­но­го. «Цар­ст­во сущ­но­сти» – это лю­бое иде­аль­ное со­дер­жа­ние соз­на­ния, а так­же чис­тые воз­мож­но­сти (напр., не­на­пи­сан­ные сим­фо­нии). «Цар­ст­во ма­те­рии» – это на­ше те­ло, фи­зич. ве­щи. «Цар­ст­во ис­ти­ны» – сег­мент иде­аль­но­го «цар­ст­ва сущ­но­сти», по­лу­чив­ший реа­ли­за­цию в сфе­ре ма­те­ри­аль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. «Цар­ст­во ду­ха» – мен­таль­ные со­стоя­ния, про­яв­ляю­щие­ся в «мо­раль­ном Я» и по­зна­нии, вы­сту­паю­щие по­сред­ни­ком ме­ж­ду «цар­ст­вом сущ­но­сти» и «цар­ст­вом ма­те­рии». «Цар­ст­ва» не сво­ди­мы друг к дру­гу и об­ла­да­ют ав­то­ном­ны­ми ста­ту­са­ми ре­аль­но­сти. Сущ­но­сти, напр., име­ют бы­тие, но не име­ют су­ще­ст­во­ва­ния: они срод­ни пла­то­нов­ским «фор­мам» – уни­вер­саль­ны, ин­ди­ви­ду­аль­ны, са­мо­то­ж­де­ст­вен­ны, бес­ко­неч­ны, веч­ны и не­из­мен­ны. По­па­дая в фо­кус ин­туи­ции че­ло­ве­ка, они прое­ци­ру­ют­ся на те­ку­чую ма­те­рию, при­да­вая ей со­дер­жа­тель­ность. По­это­му о ма­те­рии мы знать ни­че­го не мо­жем: о ней на­ме­ка­ет толь­ко на­ша «жи­вот­ная ве­ра».

В по­след­нем соч. «Гос­под­ство и власть: раз­мыш­ле­ния о сво­бо­де, об­ще­ст­ве и пра­в­ле­нии» («Dominations and powers: reflections on liberty, society, and government», 1951), со­пос­тав­ляя со­ци­аль­ные и по­ли­тич. уст­рой­ст­ва, С. при­шёл к вы­во­ду, что наи­луч­шей фор­мой прав­ле­ния бы­ла бы «ти­ра­ния ду­хов­ной эли­ты», ко­то­рая ус­та­но­ви­ла бы в гло­баль­ном мас­шта­бе «ра­цио­наль­ный по­ря­док».

С. не соз­дал «шко­лы», од­на­ко бла­го­да­ря его афо­ри­стич­но­му лит. сти­лю, ост­ро­умию и иро­нии он ос­та­ёт­ся ши­ро­ко чи­тае­мым ав­то­ром.

Соч.: The Sense of beauty. N. Y., 1896; Lucifer: A theological tragedy. Chi., 1899; Interpretations of poetry and religion. N. Y., 1900; Three philo­sophical poets: Lucretius, Dante, Goethe. Camb., 1910; Winds of doctrine. L.; N. Y., 1913; Egotism in German philosophy. L.; N. Y., 1916; Philosophical opinion in America. L., 1918; Soliloquies in England and later soli­loquies. N. Y., 1922; The Unknowable. Oxf., 1923; Dialogues in limbo. N. Y., 1926; Plato­nism and spiritual life. N. Y., 1927; The Genteel tradition at bay. N. Y., 1931; Some turns in thought in modern philosophy. Camb., 1933; Obiter scripta. N. Y., 1936; Persons and places. N. Y., 1944–1953. Vol. 1–3; The idea of Christ in the Gospels. N. Y., 1946; Reason in religion. N. Y., 1982; Ха­рак­тер и ми­ро­воз­зре­ние аме­ри­кан­цев. М., 2003.

Лит.: The Philosophy of G. Santayana / Ed. P. A. Schilpp. N. Y., 1951; Butler R. The life and world of G. Santayana. Chi., 1960; Sprig­ge T. Santayana. L.; N. Y., 1999; Юли­на Н. С. Очер­ки по фи­ло­со­фии в США. XX век. М., 1999; Singer I. G. Santayana, lite­rary philoso­pher. New Haven, 2000; Lachs J. On Santaya­na. Belmont, 2006.

Вернуться к началу