ШЮЦ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЮЦ, Шютц (Schütz), Альфред (13.4.1899, Вена – 20.5.1959, Нью-Йорк), австро-амер. философ и социолог, основоположник феноменологической социологии. Учился в Венском ун-те. Служил юрисконсультом в банках в Вене, одновременно занимаясь философией. С 1938 в эмиграции в Париже, с 1939 в США. С 1952 проф. Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.
Опираясь на феноменологию Э. Гуссерля, а также на идеи М. Вебера, Дж. Г. Мида, А. Бергсона, У. Джеймса, Ш. попытался дать филос. обоснование социальных наук («Смысловое строение социального мира» – «Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt», 1932). В выдвинутой им версии понимающей социологии прослеживал процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивида, до обобщённых конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном виде. Тем самым Ш. пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных науч. понятий с «жизненным миром», миром повседневного знания и деятельности. Складывающаяся в этом мире благодаря интерсубъективным идеализациям («тождества объектов» и «взаимозаменяемости точек зрения») стандартизованная типологич. структура повседневного восприятия объектов, личностей, мотивов деятельности («конструкты первого порядка») является основой формирования науч. понятий («конструктов второго порядка»). Наука при этом утрачивает своё привилегированное положение, она – лишь один из многих «миров опыта», к каковым относятся религ. вера, худож. фантазия, сон, игра, душевная болезнь и т. д. Каждый из этих миров характеризуется определённым «когнитивным стилем» – специфич. формами активности, существования объектов опыта, личной вовлечённости, отношения к жизни, переживания времени и др. Переход из одной сферы опыта в другую требует определённого усилия и предполагает своего рода смысловой скачок, т. е. переориентацию восприятия на иную реальность. Наиболее полно человек реализуется в сфере повседневности, в которой восприятие и осмысление мира возникает на базе трудовой деятельности. Ш. именует повседневность «высшей реальностью», на её основе формируются все остальные миры опыта.