ПОНИМА́ЮЩАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОНИМА́ЮЩАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ, одно из ведущих направлений в социологич. мысли 20 в., акцентирующее внимание на смысловом характере деятельности и поведения людей в обществе. Термин «П. с.» (нем. verstehende Soziologie) возник в Германии и получил хождение преим. в нем. науч. литературе, в узком смысле им было принято обозначать систему воззрений М. Вебера. В англоязычных источниках обычно употребляется близкий по значению термин интерпретативная социология.
Проект П. с., наряду с понимающей психологией, оформился в русле инициированного В. Дильтеем «спора о методе», центр. установкой которого стало обоснование специфики социального и гуманитарного познания (понимание как метод «наук о духе» в отличие от «объяснения» как метода «наук о природе») в противовес натуралистич. подходу позитивизма, стремившегося к распространению на сферу обществоведения исследовательских приёмов естеств. наук. Филос. базой такого обоснования выступали разл. версии философии жизни, неокантианства, позднее феноменология Э. Гуссерля.
Поскольку события и факты обществ. жизни являются субъективно значимыми для участников социальных взаимодействий, их поведение может быть «понято», т. е. по отношению к нему может быть поставлен вопрос «зачем?», в силу чего задачей учёного становится адекватное истолкование смысла социальных действий – целей, намерений и ценностей, воплощаемых в человеческих поступках. При этом в перспективе социологич. исследования, стремящегося к преодолению психологизма, сама процедура понимания направляется не на выявление индивидуальных чувств, эмоций, побуждений, особенностей психич. склада отд. человека и т. п., а на обнаружение и/или рациональную реконструкцию типических культурных образцов, ценностных ориентаций и групповых представлений, реализуемых людьми в их социальном поведении.
На всех этапах своего развития П. с. приходилось искать ответы на ряд фундам. вопросов, высвечивающих проблематичность её методологии: как можно понять «другого» субъекта, внутр. мир которого никогда не дан нам непосредственно, имея в распоряжении лишь внешние проявления его активности в виде наблюдаемых поведенческих актов? Можно ли судить о «другом» и его подлинных мотивах на основании собственного, неизбежно биографически ограниченного опыта? Можно ли дать объективную трактовку действиям представителей др. культуры, эпохи, социальной группы? Попытки разработать систему общезначимых критериев «понимающего метода» в социологии не прекращались на протяжении всего 20 в.
В ряде концепций П. с. понимание перестаёт рассматриваться лишь как спец. метод обществ. наук и определяется как универсальная предпосылка социальной жизни вообще (Г. Зиммель, А. Шюц). Обоюдное (хотя бы частичное) понимание и согласие между партнёрами по интеракции, в т. ч. по поводу совместно разделяемых правил, подразумеваемых «контекстов» и способов «прочтения» коллективного опыта, оказывается одним из важных условий его упорядоченности, – как на уровне повседневности, так и на уровне институтов социальных, – что обеспечивает в обществе необходимый минимум консенсуса и социальной интеграции. Актуальным при этом становится вопрос о путях достижения такого взаимного понимания (теория «идеализаций» обыденного сознания, изучение осуществляемой практич. мышлением типизации объектов и ситуаций как средства организации социальной жизни в её рутинных формах – А. Шюц и др.), а также механизмов воспроизводства и возможного «сбоя» в работе микросистем социального взаимодействия (Х. Гарфинкель, И. Гофман и др.).
Дискуссии о роли понимания как способа существования человека в мире и его проявлении в культуре, языке и межличностном общении, происходившие во многих областях гуманитарного знания 20 в. – в филос. герменевтике (М. Хайдеггер, Х. Г. Гадамер, П. Рикёр), аналитич. и лингвистич. философии (Л. Витгенштейн, П. Уинч и др.), психологии, семиотике и междисциплинарных теориях коммуникации, оказывали существенное влияние на развитие П. с. Наиболее значит. вариантами П. с. в середине и 2-й пол. 20 в., выработавшими собств. концептуальные традиции и понятийный аппарат, явились феноменологическая социология, символический интеракционизм и этнометодология. П. с. выступила методологич. основой социологии знания (М. Шелер, К. Манхейм, П. Бергер, Т. Лукман и др.).