ФЕНОМЕНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕНОМЕНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ, одно из ведущих направлений в социологии середины и 2-й пол. 20 в. (иногда называют также «социальной феноменологией»). Наряду с символическим интеракционизмом, представляет версию т. н. понимающей социологии (см. также Интерпретативная социология).
Становление Ф. с. связано с именем А. Шюца, применившего в социологич. анализе ряд идей феноменологии Э. Гуссерля (понятия «естественной установки», интерсубъективности, «жизненного мира» и др.). Социальная реальность, по Шюцу, есть «совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции» (Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 485). «Интерсубъективно разделяемые» знания, помогающие индивидам ориентироваться в мире, обеспечивают необходимый уровень понимания между участниками взаимодействий, делают их поступки принципиально предсказуемыми и согласованными, а воспроизводство социального порядка возможным. Большинство подобных знаний, воспринимаемых людьми как «само собой разумеющиеся», носят практический и рутинный характер, т. е. содержат сведения о шаблонных образцах действий в типовых ситуациях (см. также Здравый смысл). Осн. задачей Ф. с. Шюц считал выявление механизмов смыслового конституирования социальной жизни в её типических и упорядоченных формах.
Предложенная А. Шюцем концепция повседневности стала исходной основой для социологич. конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана («Социальное конструирование реальности», 1966, рус. пер. 1995). Рассматривая с позиции индивидуализма методологического формы социальной организации как продукты взаимодействия людей, Бергер и Лукман фиксируют в то же время неизбежную рутинизацию человеческих поступков и связанные с этим «экстернализацию» и реификацию (овеществление) социальных структур, институтов и ролей, навязываемых людям в своей принудительной фактичности. Поддержание коллективно конструируемой социальной реальности требует легитимации её «символического универсума» (доминирующей картины мира, системы ценностей, норм и представлений, усваиваемых индивидами в процессе интериоризации [интернализации] и социализации).
Теоретич. установки Ф. с. получили дальнейшее развитие в разл. течениях социологии 2-й пол. 20 в. гл. обр. в США [в этнометодологии Х. Гарфинкеля; «когнитивной социологии» А. Сикурела; «конверсационном анализе» (от англ. conversation – разговор), направленном на изучение социальных механизмов повседневной речевой коммуникации (Х. Сакс, Э. Щеглофф), и др.].