ДА́РВИН ЧАРЛЗ РОБЕРТ
-
Рубрика: Биология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДА́РВИН (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрусбери – 19.4.1882, Даун, близ Лондона), англ. биолог-эволюционист, зоолог, ботаник, палеонтолог, геолог, чл. Лондонского королевского об-ва (1839), иностр. чл.-корр. Петербургской АН (1867), чл. Королевской Прусской АН (1878) и Парижской АН (1878). Внук Э. Дарвина, двоюродный брат Ф. Гальтона. В 1825–27 изучал медицину в Эдинбургском ун-те, затем готовился стать священником, занимаясь в Крайст-колледже Кембриджа (1828–1831). Тогда же посещал науч. собрания; в совместных экскурсиях с разл. учёными приобрёл обширные знания в области естеств. истории и навыки сбора полевого материала. В качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831–1836). Обследовал острова и архипелаги Атлантического и Тихого океанов, берегов Юж. Америки, Австралии, Новой Зеландии и др., ознакомился с богатством природного разнообразия, сложностью биогеографич. распределения совр. видов и их связей с ископаемыми.
Собранные во время экспедиции материалы обрабатывались Д. совм. с крупнейшими англ. специалистами по млекопитающим, птицам, пресмыкающимся, рыбам и были опубликованы в «Зоологии путешествия Бигля» (т. 1–5, 1839–1843), в которой Д. лично подготовил биогеографич. разделы. В 1839 Д. опубликовал «Дневник геологических и естественно-исторических исследований различных стран во время путешествия на Бигле» (2-е изд. в рус. пер. под назв. «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле Бигль», 1845). Он высказал соображения о связи островных вулканов с крупными разломами земной коры, объяснил колебаниями земной коры и выветриванием происхождение «ступенчатых равнин» Патагонии, мор. террас Юж. Америки. Особое значение имела выдвинутая им гипотеза о происхождении коралловых рифов и атоллов. Все эти представления он изложил в трилогии: «Строение и распределение коралловых рифов» (1842), «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844) и «Геологические исследования в Южной Америке» (1846). Д. собрал коллекции ранее неизвестных ископаемых животных, огромный материал по совр. флоре и фауне. Итогом многолетней работы по систематике совр. и вымерших форм усоногих стал труд «Усоногие раки» (т. 1–2, 1851–54). Большое значение имела публикация Д. о роли дождевых червей в почвообразовании (1881).
Узнав, что галапагосские вьюрки из собранной им коллекции принадлежат к разным видам, Д. задумался о возможности их происхождения от единого вида в результате адаптивной радиации. Начиная с 1837 он начал вести систематич. записи, в которых в кратких отрывках фиксировал мысли об эволюции организмов и факты в её пользу. Знакомство с идеями Т. Р. Мальтуса о росте популяции человека в геометрич. прогрессии и А. Смита о разделении труда как основе богатства нации способствовало формированию гипотезы естественного отбора (1842). В итоге Д. сформулировал гипотезу, согласно которой борьба за существование и естественный отбор ведут к дивергенции (расхождению) видов, обеспечивая увеличение биоразнообразия и наиболее полное использование ресурсов среды. Суть гипотезы Д. состояла в признании неслучайной выживаемости организмов (сохранение наиболее приспособленного) и возможности возникновения новых адаптаций путём статистическо-вероятностного механизма суммирования полезных изменений. С 1854 Д. приступил к систематич. сбору материала по изменчивости, наследственности, динамике численности диких видов, а также методам селекции домашних животных и культурных растений, готовя многотомный труд «Естественный отбор». В сер. 1858 он ознакомился с рукописью А. Р. Уоллеса, самостоятельно сформулировавшего гипотезу естественного отбора; это заставило Д. оставить незаконченной свою книгу (опубл. только в 1875). Взгляды Д. и Уоллеса были изложены в 1858 на заседании Линнеевского об-ва. Вскоре они были опубликованы, однако остались практически незамеченными. В 1859 вышла книга Д. «Происхождение видов путём естественного отбора...». Она была раскуплена в тот же день, вскоре последовали её переводы на многие европ. языки. Собранные Д. факты в пользу эволюции, удачные аналогии с искусственным отбором, данные его исследований наследственной изменчивости, экологии и биогеографии мн. видов, а также возможность эмпирической проверки гипотезы естественного отбора убедили биологов в перспективах естеств.-науч. объяснения эволюции живого путём изучения факторов видообразования и адаптаций к меняющимся условиям среды. Сформулированный им принцип дивергенции объяснял биоразнообразие, иерархию таксонов и позволял провести их филогенетическую классификацию. Отдавая дань традициям естеств. теологии, Д. завершил труд хвалами Творцу, вдохнувшему жизнь в ограниченное число первичных форм и давшему законы эволюции, но, считая проблемы происхождения Вселенной и жизни недоступными рациональному решению, следовал не столько традициям деизма, сколько агностицизма.
В книгах «Приспособление британских и зарубежных орхидей к оплодотворению насекомыми и благотворное воздействие перекрёстного опыления» (1862), «Действие перекрёстного опыления и самоопыления в царстве растений» (1876) и «Различные формы цветов у растений одного и того же вида» (1877) Д. объяснял биологич. значение цветков, взаимные морфологич. и функциональные приспособления (коадаптации) насекомых и растений. Труды «Движения и повадки лазящих растений» (1865) и «О способности растений к движению» (1880) он посвятил роли отбора в формировании приспособлений растений для обвивания чужих стеблей, для прицепки к стенам и т. п. В «Насекомоядных растениях» (1875) окончательно доказал существование плотоядных растений и объяснил происхождение многих их адаптаций. В 1868 вышла книга Д. по теории искусственного отбора «Изменение домашних животных и культурных растений». В 1871 Д. опубликовал труд «Происхождение человека и половой отбор», в котором развитие интеллекта и формирование морали объяснял действием отбора. Этой же проблематике была посвящена кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В конце жизни Д. стал допускать возможность прямого влияния среды, а также упражнения и неупражнения органов в качестве факторов, способствующих возникновению, аккумуляции и наследованию полезных признаков.
С именем Д. связано утверждение идеи эволюции в биологии и становление классич. геологии. Огромное историко-научное и культурное значение имеет эпистолярное наследие Д. (издано 14 томов). Влияние его трудов на разл. сферы науки, обществ. мысли, культуры и политики принято именовать «дарвиновской революцией». Энциклопедичность Д., его высокая репутация как естествоиспытателя, корректность и дипломатичность в дискуссиях, умение привлекать на свою сторону авторитетных учёных, внимание к критикам и возражениям способствовали быстрому распространению и утверждению дарвинизма в науч. сообществе.