ДЕКАДА́НС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕКАДА́НС (франц. décadence – упадок), термин, использующийся для общей характеристики состояния литературы и искусства кон. 19 – нач. 20 вв. В качестве синонимичных ему в 1-й пол. 20 в. фигурировали понятия «fin de siècle» (франц. «конец века»), «Jahrhundertwende» (нем. «смена века»), «закат Европы», «европейская ночь», «кризис культуры» и др. Термин возник во Франции в 1830-е гг., первоначально употреблялся критиками романтич. иск-ва; распространение получил в 1870–80-е гг. (бр. Гонкур, П. Верлен и др.) для обозначения образно-стилистич. явлений, воспринимаемых как выражение изощрённо индивидуалистического, «антибуржуазного» начала в иск-ве и лит-ре (новации импрессионизма и символизма, идеи элитарности иск-ва, эротизации творчества, увлечение оккультизмом, культ смерти, порока, демонизма). Черты декадентского стиля проявились в творчестве писателей А. А. Блока, П. Верлена, К. Гамсуна, С. Георге, З. Н. Гиппиус, Ж. К. Гюисманса, Г. Д’Аннунцио, У. Б. Йейтса, С. Малларме, М. Метерлинка, Д. С. Мережковского, А. Стриндберга, О. Уайльда; композиторов К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, А. Шёнберга, Р. Штрауса; художников Л. С. Бакста, А. Бёклина, О. Бёрдсли, Г. Моро, Г. Климта, О. Редона, П. Пюви де Шаванна и др.
Благодаря Ф. Ницше термин приобрёл культурологич. значение: Д. был отождествлён с общим кризисом христианской Европы, постренессансного индивидуализма, трагедией «художника-Гамлета», существующего в разрыве времени и грезящего о «начале нового века». В 20 в. понятие «Д.» стало поводом для острой полемики о назначении творчества, при этом употреблялось непоследовательно, в одном ряду со смежными терминами (символизм; модерн – в Германии, Австро-Венгрии; авангард – во Франции; модернизм – в Великобритании, США). Рус. религ.-филос. критика нач. 20 в. находила в Д. и его адептах (прежде всего символистах) реакцию на приземлённость позитивизма, основание для поиска через творчество положительного религ. мировоззрения. В сов. идеологии Д., трактуемый на основании работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, суммарно обозначал ущербное иск-во эпохи кризиса империализма, противопоставляемое нормативно понимаемым реализму (социально-обличит. буржуазное иск-во), социалистическому реализму, а также авангардизму 1910-х гг. (левацкое западное иск-во, эпатажно деформирующее буржуазную традицию). Зарубежный марксизм 20 в. (В. Беньямин, Б. Брехт, Т. Адорно), разделяя с сов. марксизмом представление о кризисности Д., находил в декадентах (под влиянием Л. Д. Троцкого) пионеров «авангарда» – революц. обновления жизни и творчества, освобождения от всякого канона, тоталитарного диктата. Для англо-амер. гуманитариев 1950–70-х гг. (Л. Триллинг, И. Хау, М. Брэдбери и др.), выстроивших модель культуры 20 в. на основании концепта модернизма (понимаемого в широком смысле как принцип творч. и эстетич. плюрализма эпохи «смерти богов»), Д. – этап развития открытого романтизмом опыта вненормативного творчества, окончательно утвердившегося в лит-ре и иск-ве 20 в.