Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕКАДА́НС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв

ДЕКАДА́НС (франц. décadence – упа­док), тер­мин, ис­поль­зую­щий­ся для об­щей ха­рак­те­ри­сти­ки со­стоя­ния ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва кон. 19 – нач. 20 вв. В ка­че­ст­ве си­но­ни­мич­ных ему в 1-й пол. 20 в. фи­гу­ри­ро­ва­ли по­ня­тия «fin de siècle» (франц. «ко­нец ве­ка»), «Jahr­hun­der­t­wen­de» (нем. «сме­на ве­ка»), «за­кат Ев­ро­пы», «ев­ро­пей­ская ночь», «кри­зис куль­ту­ры» и др. Тер­мин воз­ник во Фран­ции в 1830-е гг., пер­во­на­чаль­но упо­треб­лял­ся кри­ти­ка­ми ро­ман­тич. иск-ва; рас­про­стра­не­ние по­лу­чил в 1870–80-е гг. (бр. Гон­кур, П. Вер­лен и др.) для обо­зна­че­ния об­раз­но-сти­ли­стич. яв­ле­ний, вос­при­ни­мае­мых как вы­ра­же­ние изо­щрён­но ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­ско­го, «ан­ти­бур­жу­аз­но­го» на­ча­ла в иск-ве и лит-ре (но­ва­ции им­прес­сио­низ­ма и сим­во­лиз­ма, идеи эли­тар­но­сти иск-ва, эро­ти­за­ции твор­че­ст­ва, ув­ле­че­ние ок­куль­тиз­мом, культ смер­ти, по­ро­ка, де­мо­низ­ма). Чер­ты де­ка­дент­ско­го сти­ля про­яви­лись в твор­че­ст­ве пи­са­те­лей А. А. Бло­ка, П. Вер­ле­на, К. Гам­су­на, С. Ге­ор­ге, З. Н. Гип­пи­ус, Ж. К. Гю­ис­ман­са, Г. Д’Ан­нун­цио, У. Б. Йейт­са, С. Мал­лар­ме, М. Ме­тер­лин­ка, Д. С. Ме­реж­ков­ско­го, А. Стринд­бер­га, О. Уай­ль­да; ком­по­зи­то­ров К. Де­бюс­си, А. Н. Скря­би­на, А. Шён­бер­га, Р. Штрау­са; ху­дож­ни­ков Л. С. Бак­ста, А. Бёк­ли­на, О. Бёр­дс­ли, Г. Мо­ро, Г. Клим­та, О. Ре­до­на, П. Пю­ви де Ша­ван­на и др.

Бла­го­да­ря Ф. Ниц­ше тер­мин при­об­рёл куль­ту­ро­ло­гич. зна­че­ние: Д. был ото­жде­ст­в­лён с об­щим кри­зи­сом хри­сти­ан­ской Ев­ро­пы, по­стре­нес­санс­но­го ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, тра­ге­ди­ей «ху­дож­ни­ка-Гам­ле­та», су­ще­ст­вую­ще­го в раз­ры­ве вре­ме­ни и гре­зя­ще­го о «на­ча­ле но­во­го ве­ка». В 20 в. по­ня­тие «Д.» ста­ло по­во­дом для ост­рой по­ле­ми­ки о на­зна­че­нии твор­че­ст­ва, при этом упот­реб­ля­лось не­по­сле­до­ва­тель­но, в од­ном ря­ду со смеж­ны­ми тер­ми­на­ми (сим­во­лизм; мо­дерн – в Гер­ма­нии, Ав­ст­ро-Венг­рии; аван­гард – во Фран­ции; мо­дер­низм – в Ве­ли­ко­бри­та­нии, США). Рус. ре­лиг.-фи­лос. кри­ти­ка нач. 20 в. на­хо­ди­ла в Д. и его адеп­тах (пре­ж­де все­го сим­во­ли­стах) ре­ак­цию на при­зем­лён­ность по­зи­ти­виз­ма, ос­но­ва­ние для по­ис­ка че­рез твор­че­ст­во по­ло­жи­тель­но­го ре­лиг. ми­ро­воз­зре­ния. В сов. идео­ло­гии Д., трак­туе­мый на ос­но­ва­нии ра­бот К. Мар­кса, Ф. Эн­гель­са, В. И. Ле­ни­на, И. В. Ста­ли­на, сум­мар­но обо­зна­чал ущерб­ное иск-во эпо­хи кри­зи­са им­пе­риа­лиз­ма, про­ти­во­пос­тав­ляе­мое нор­матив­но по­ни­мае­мым реа­лиз­му (со­ци­аль­но-об­ли­чит. бур­жу­аз­ное иск-во), со­циа­ли­сти­че­ско­му реа­лиз­му, а так­же аван­гар­диз­му 1910-х гг. (ле­вац­кое за­пад­ное иск-во, эпа­таж­но де­фор­ми­рую­щее бур­жу­аз­ную тра­ди­цию). За­ру­беж­ный мар­ксизм 20 в. (В. Бень­я­мин, Б. Брехт, Т. Адор­но), раз­де­ляя с сов. мар­ксиз­мом пред­став­ле­ние о кри­зис­но­сти Д., на­хо­дил в де­ка­ден­тах (под влия­ни­ем Л. Д. Троц­ко­го) пио­не­ров «аван­гар­да» – ре­во­люц. об­нов­ле­ния жиз­ни и твор­че­ст­ва, ос­во­бо­ж­де­ния от вся­ко­го ка­но­на, то­та­ли­тар­но­го дик­та­та. Для анг­ло-амер. гу­ма­ни­та­ри­ев 1950–70-х гг. (Л. Трил­линг, И. Хау, М. Брэд­бе­ри и др.), вы­стро­ив­ших мо­дель куль­ту­ры 20 в. на ос­но­ва­нии кон­цеп­та мо­дер­низ­ма (по­ни­мае­мо­го в ши­ро­ком смыс­ле как прин­цип творч. и эс­те­тич. плю­ра­лиз­ма эпо­хи «смер­ти бо­гов»), Д. – этап раз­ви­тия от­кры­то­го ро­ман­тиз­мом опы­та вне­нор­ма­тив­но­го твор­че­ст­ва, окон­ча­тель­но ут­вер­див­ше­го­ся в лит-ре и иск-ве 20 в.

Лит.: Sydow E. von. Die Kultur der De­ka­denz. Dresden, 1921; Praz M. The Romantic Agony. L., 1933; Sedlmayr H. Verlust der Mitte. Salzburg, 1948; Literarische Manifeste den Jahrhundertwende, 1890–1910. Stuttg., 1970; Modernism: 1890–1930. Har­monds­worth, 1976; Schorske C. Fin-­de-­siècle Vienna: politics and culture. N. Y., 1980; Annoni C. Il decadentismo. Brescia, 1982; Reed J. Decadent style. Athens, 1985; Marguèze-Pouey L. Le mouvement décadent en France. P., 1986; Călinescu M. Five faces of modernity. Du­rham, 1987; The fin de siècle: a reader in cultural history, 1880–1900. Oxf., 2000; Вейд­ле В. В. Уми­ра­ние ис­кус­ст­ва. М., 2001; Тол­ма­чев В. М. Ру­беж XIX–XX ве­ков как ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ное и куль­ту­ро­ло­ги­че­ское по­ня­тие // За­ру­беж­ная ли­те­ра­ту­ра кон­ца 19 – на­ча­ла 20 в. 2-е изд. М., 2007. Т. 1.

Вернуться к началу